Часть 1.
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова называют тремя Вселенскими святителями. Так подчеркивается величайшее значение их богословских идей и сочинений для Церкви. Иоанн Златоуст жил в четвертом веке. Он много проповедовал в родной Антиохии, а потом, будучи епископом - в Константинополе. За убедительность и пламенность речей его и нарекли Златоустом. Объясняя священные книги, святитель Иоанн часто проводил параллели с современным ему обществом, рассуждал на близкие всем социальные и моральные темы. Его труды были рано переведены на славянский и стали любимым чтением на Руси. За критику нравов императорского двора, святителя Иоанна сослали из Константинополя. Он умер в изгнании. Спустя тридцать лет, по ходатайству ученика святителя - патриарха Прокла, и всего народа, император Феодосий приказал вернуть мощи Иоанна Златоуста в столицу. Сегодня Церковь чествует своего Вселенского святителя. Этот день - еще и пример того, что раскаяться и исправить несправедливость никогда не поздно.
Часть 2.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии в середине четвертого века. Иоанн рано принял монашество, которое называл «истинной философией». Он написал множество книг, легших в основу христианских представлений об особенностях священнического служения, монашеского пути. За свой редкий дар оратора он получил от народа имя «Златоуст». Когда Иоанну исполнилось пятьдесят, его избрали архиепископом Константинопольским. Иоанн Златоуст скончался в четыреста седьмом году в городе Команы, в Абхазии, на пути к месту ссылки. Он был осужден по приказу императрицы Евдоксии за обличение пороков, царивших при императорском дворе. Перенесение его мощей из Коман в Константинополь совершилось в четыреста тридцать восьмом году, при императоре Феодосии Втором. По преданию, слуги императора долгое время не могли поднять гроб с мощами. Тогда император, сын той самой Евдоксии, написал послание святителю Иоанну. В нем он смиренно просил прощения за себя и за свою мать. Послание зачитали у гроба и после этого легко подняли мощи и внесли на корабль.
Часть 3.
Златоуст - такое второе имя святителю Иоанну дали не случайно. Этот образованный монах из знатной семьи жил в четвертом веке. В родной Антиохии он прославился в первую очередь как проповедник. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни, зримо рисовал характеры и бичевал пороки. При этом Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему претило богатство и корыстолюбие. Слава проповедника привела его на Константинопольскую кафедру. Она же его и погубила. Призывы к аскетизму не пришлись по нраву императорскому двору. Святителя Иоанна сослали в Абхазию. В ссылке он и скончался. По преданию, последними его словами стали: «Слава Богу за все». В четыреста тридцать восьмом году, спустя тридцать лет после смерти святителя, новый император Феодосий повелел вернуть его мощи в город, изгнавший когда-то Златоуста. В Константинополе ученик святителя Иоанна, патриарх Прокл открыл раку с мощами и нашел тело нетленным. Мощи святителя были внесены в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: "Прими престол твой, отче!" Тогда патриарх Прокл и священники, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем!".
Часть 4.
Святитель Иоанн Златоуст жил в четвертом веке. Он пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа. Христиане скорбели о его безвременной кончине и том, что тело великого богослова и проповедника покоится в чужих краях. Святитель скончался по дороге в ссылку, в абхазском поселении Команы. Такому наказанию он был подвергнут по приказу императрицы Евдоксии, за обличение нравов императорского двора. В царствование ее сына, Феодосия, ученик святителя Иоанна патриарх Константинопольский Прокл произнес проповедь в память о своем наставнике. В храме святой Софии он возгласил: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа». Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом святителя Прокла, не дали даже ему окончить проповедь. Народ стал умолять патриарха ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святителя Иоанна были перенесены в Константинополь. Император дал свое согласие и мощи Иоанна Златоуста, спустя тридцать лет вернулись из изгнания.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица