Часть 1.
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова называют тремя Вселенскими святителями. Так подчеркивается величайшее значение их богословских идей и сочинений для Церкви. Иоанн Златоуст жил в четвертом веке. Он много проповедовал в родной Антиохии, а потом, будучи епископом - в Константинополе. За убедительность и пламенность речей его и нарекли Златоустом. Объясняя священные книги, святитель Иоанн часто проводил параллели с современным ему обществом, рассуждал на близкие всем социальные и моральные темы. Его труды были рано переведены на славянский и стали любимым чтением на Руси. За критику нравов императорского двора, святителя Иоанна сослали из Константинополя. Он умер в изгнании. Спустя тридцать лет, по ходатайству ученика святителя - патриарха Прокла, и всего народа, император Феодосий приказал вернуть мощи Иоанна Златоуста в столицу. Сегодня Церковь чествует своего Вселенского святителя. Этот день - еще и пример того, что раскаяться и исправить несправедливость никогда не поздно.
Часть 2.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии в середине четвертого века. Иоанн рано принял монашество, которое называл «истинной философией». Он написал множество книг, легших в основу христианских представлений об особенностях священнического служения, монашеского пути. За свой редкий дар оратора он получил от народа имя «Златоуст». Когда Иоанну исполнилось пятьдесят, его избрали архиепископом Константинопольским. Иоанн Златоуст скончался в четыреста седьмом году в городе Команы, в Абхазии, на пути к месту ссылки. Он был осужден по приказу императрицы Евдоксии за обличение пороков, царивших при императорском дворе. Перенесение его мощей из Коман в Константинополь совершилось в четыреста тридцать восьмом году, при императоре Феодосии Втором. По преданию, слуги императора долгое время не могли поднять гроб с мощами. Тогда император, сын той самой Евдоксии, написал послание святителю Иоанну. В нем он смиренно просил прощения за себя и за свою мать. Послание зачитали у гроба и после этого легко подняли мощи и внесли на корабль.
Часть 3.
Златоуст - такое второе имя святителю Иоанну дали не случайно. Этот образованный монах из знатной семьи жил в четвертом веке. В родной Антиохии он прославился в первую очередь как проповедник. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни, зримо рисовал характеры и бичевал пороки. При этом Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему претило богатство и корыстолюбие. Слава проповедника привела его на Константинопольскую кафедру. Она же его и погубила. Призывы к аскетизму не пришлись по нраву императорскому двору. Святителя Иоанна сослали в Абхазию. В ссылке он и скончался. По преданию, последними его словами стали: «Слава Богу за все». В четыреста тридцать восьмом году, спустя тридцать лет после смерти святителя, новый император Феодосий повелел вернуть его мощи в город, изгнавший когда-то Златоуста. В Константинополе ученик святителя Иоанна, патриарх Прокл открыл раку с мощами и нашел тело нетленным. Мощи святителя были внесены в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: "Прими престол твой, отче!" Тогда патриарх Прокл и священники, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем!".
Часть 4.
Святитель Иоанн Златоуст жил в четвертом веке. Он пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа. Христиане скорбели о его безвременной кончине и том, что тело великого богослова и проповедника покоится в чужих краях. Святитель скончался по дороге в ссылку, в абхазском поселении Команы. Такому наказанию он был подвергнут по приказу императрицы Евдоксии, за обличение нравов императорского двора. В царствование ее сына, Феодосия, ученик святителя Иоанна патриарх Константинопольский Прокл произнес проповедь в память о своем наставнике. В храме святой Софии он возгласил: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа». Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом святителя Прокла, не дали даже ему окончить проповедь. Народ стал умолять патриарха ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святителя Иоанна были перенесены в Константинополь. Император дал свое согласие и мощи Иоанна Златоуста, спустя тридцать лет вернулись из изгнания.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема