Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, жила в двенадцатом веке. Она прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. В миру девушка носила имя Предслава, и была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве, чтению духовных книг. Предслава отвергла предложения о браке и приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Вскоре епископ поручил ей устроить женский монастырь. Новая обитель было основана ив местечке Сельци. Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастыр. По её просьбе Константинопольский патриарх Лука прислал туда список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Этой иконой через сто лет был благословлен брак дочери полоцкого князя, Александры с князем Александром Невским. Незадолго до смерти Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Она побывала в Константинополе и скончалась в Иерусалиме. Мощи святой Евфросинии покоились в Киево-Печерском монастыре, а в двадцатом веке были перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
Преподобная Евфросиния Полоцкая - матушка Русской земли
Преподобная Евфросиния Полоцкая - первая русская игуменья, «матушка Русской земли». Она жила в двенадцатом веке и в миру носила имя Предслава. Девочка приходилась внучкой равноапостольному князю Владимиру, и была дочерью полоцкого князя. Еще в детстве Предслава научилась читать, и полюбила духовную литературу. В двенадцать лет она решила принять монашеский постриг. Среди ее духовных подвигов были и несколько лет затвора, которые Евфросиния провела в келье Полоцкого Софийского собора, молясь и переписывая книги. Монахиня основала женский монастырь под Полоцком и открыла там одну из первых женских школ на Руси. В тысяча сто шестьдесят первом году заботами Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор - одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. По преданию, когда для строительства не хватало кирпичей, они чудесным образом появлялись по молитве игуменьи Евфросинии. Праведница стала одной из первых русских женщин, побывавших на Святой Земле. Преподобная Евфросиния скончалась в Иерусалиме, во время паломничества. Ее мощи были возвращены на родину. Судьба Православия в Полоцком крае и Белоруссии не была легкой. Эти земли захватила Польша и долгое время насаждала там католичество. Но преподобная Евфросиния Полоцкая соединила духовными узами Великую Россию, Малую Россию и Белую Россию.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова