Преподобный Онуфрий Великий жил в четвертом веке. Он родился в семье персидского царя. По преданию, отца Онуфрия искушал демон, говоривший, что жена была неверна ему и новорожденный мальчик - не его сын. Разгневанный царь бросил младенца в огонь, но случилось чудо - ребенок словно сложил руки в молитве и пламя не повредило ему. Тут явился ангел и повелел царю отвести сына куда укажет Бог. Царь дошел до монастыря и оставил младенца Онуфрия игумену. Ребенка вскормила чудесная белая лань. А когда ему исполнилось семь лет, все стали свидетелями чуда. Простосердечный мальчик делился хлебом с Богомладенцем, изображенным на руках Богородицы на одной из монастырских икон. Младенец Иисус протягивал руки и брал кусок. А однажды Онуфрию не дали хлеба. И тогда настал его черед просить у младенца с иконы. И тот поделился с Онуфрием большим чудесным караваем. В десять лет мальчик покинул монастырь. Сначала он нашел себе учителя-пустынника, а потом сам стал жить отшельником. По преданию, одеждой ему служили длинные волосы и борода, а кормил Онуфрия ангел Господень. Шестьдесят лет провел Онуфрий в пустыне. Его историю записал преподобный Пафнутий. Он встретил отшельника и стал свидетелем многих чудес, происходивших по его молитве.
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема