Священноисповедник Виктор, епископ Глазовский - в миру Константин Островидов, родился в 1875 году в Саратовской губернии. C отличием окончил духовные образовательные учреждения и летом 1903 года принял монашеский постриг, затем его возвели в сан иеромонаха. Своё служение отец Виктор начал в родном крае, как настоятель Свято‐Троицкого подворья Саратовского Спасо‐Преображенского монастыря. Он обладал горячей верой и даром слова, кроме этого, отец Виктор был очень образованным человеком. В Саратове иеромонах прочёл серию блестящих лекций по актуальным социальным вопросам. В числе его слушателей был губернатор края, будущий премьер-министр Пётр Столыпин.
После революции отец Виктор стал епископом Уржумским, викарием Вятской епархии. А в 1921 году владыку назначили епископом Глазовским. Спустя год он оказался втянутым в смуту, которую привнесла в Церковь советская власть, стремившаяся устроить раскол. Святитель пережил несколько арестов, заключений, ссылок, но не оставлял своего участия ни в жизни Церкви, ни в помощи своей пастве, всячески поддерживал духовных чад - писал им письма. В 1928 году епископа Виктора приговорили к ссылке на Соловки, а когда её срок закончился - отправили ещё дальше, в глубь Республики Коми, где владыка скончался в 1934 году.
Ныне мощи святителя Виктора пребывают в Спасо-Преображенском монастыре города Кирова, на Вятской земле, ставшей для него родной. Церковь молится святому, и мы вместе с ней – священноисповедник Виктор, епископ Глазовский, моли Бога о нас.
«Вера, таланты, самореализация». Евгения Ульева
У нас в гостях была психолог, мама восьми детей Евгения Ульева.
Мы говорили о том, как реализовать данные Богом таланты, как чувствовать вдохновение и радость от своего дела и как быть, если кажется, что не удается найти и выполнить свое предназначение.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова