Мученик Ромил жил во втором веке, в царствование императора Траяна. Он был приближенным к царю сановником, видным военачальником. В то время народы на Востоке империи восстали против владычества Рима. Император распорядился устроить проверку в войсках и обнаружил там более одиннадцати тысяч воинов-христиан. Их тотчас отправили в ссылку, а там пытали и казнили. Ромил укорил императора в безрассудстве, ведь тот ослабил армию во время военных действий. А потом военачальник набрался мужества и сам признался, что исповедует христианство. Он обвинил императора в его несправедливости к христианам. Разгневанный Траян подверг мученика беспощадным пыткам. После этого святого Ромила казнили.
«Пример живой веры»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках священник Михаил Дубовицкий — поделились светлыми историями о примерах живой веры и праведной жизни.
Все выпуски программы Светлые истории
Федор Решетников. «Переэкзаменовка»
— Паша, проснулся уже? Хорошо выспался?
— Да, дядя Андрей, спасибо! Люблю у тебя ночевать! Здесь по утрам такое солнце, что сразу на душе радостно. К тому же каникулы начались, торопиться никуда не надо. Достал вот подшивку журнала «Художник», листаю. И, кажется, сделал открытие!
— А я, пока ты спал, в магазин сбегал за свежими пирожками. Давай завтракать! И рассказывай скорее, что же ты открыл!
— Ну, слушай! Рассматривал я сейчас репродукцию картины Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка». Помнишь её?
— С детства помню! Картина 1954 года, я по ней в школе сочинение писал. И даже видел это полотно своими глазами — оно хранится в художественном музее в городе Горловка Донецкой республики. Художник изобразил сценку забавную и в то же время грустную — мальчик лет десяти летом корпит над уроками, вместо того чтобы гулять с другими ребятишками. Дай-ка мне журнал, освежу в памяти произведение.
— На, посмотри. Я обнаружил здесь одну потрясающую деталь! Интересно, заметишь ты её?
— Ты меня заинтриговал, Паша! Полотно насыщено подробностями, которые могут привлечь внимание. Тут показан угол деревенского дома. Главный герой сидит за столом, покрытым синей скатертью. Перед ним тетрадка и куча книжек. Но эти предметы не интересны сорванцу. Он надулся обиженно, подпирает головушку рукой, грызёт карандаш. Невесело мальчишке!
— Совсем другое выражение лиц у его товарищей, которые заглядывают в окошко.
— Да, они воодушевлены! Кажется, кричат бедолаге: «Пойдём скорее гулять!». Художник показал резкую границу тени и света, чтобы подчеркнуть разницу в настроении персонажей. В комнате сумерки, а за окном сияет солнце, от которого, как ты верно заметил сегодня, радостно на душе. Один луч света проник в дом, лежит жарким пятном на полу и тоже, кажется, зовёт на приволье.
— А нельзя! В самом центре солнечного пятна — клубок ниток. Значит, где-то рядом бабушка, которая следит, чтоб внучек готовился к переэкзаменовке.
— Верно! Саму бабушку не видно, но её присутствие на картине несомненно. Эта деталь стала твоим открытием?
— Деталь потрясающая! Но я больше удивился, разглядев, что за картина висит над столом у мальчика! Это же известное произведение «Опять двойка», в котором тот же персонаж показан прогульщиком и лодырем!
— Полотно «Опять двойка» тоже написал Фёдор Решетников, только двумя годами ранее. Художник остроумно процитировал сам себя, помогая зрителю разобраться, почему школьник вынужден летом готовиться к переэкзаменовке.
— Явно не из-за болезни! В разгар учебного года он катался с горки на собственном портфеле, вместо того чтобы заниматься.
— Ты как будто осуждаешь бедного мальчишку?
— Порицаю! А разве не этого добивался художник, обличая героя сразу в двух картинах?
— Ну что ты, нет, конечно! Осуждать — последнее дело. Фёдор Решетников жалеет своего двоечника. И предостерегает прочих школьников, что иногда лишняя воля заводит в неволю. Да и не только школьников. Ты вон тоже чуть сессию в институте не завалил, скейтом увлёкшись.
— Да уж, не напоминай лучше! Вовремя я за ум взялся. А то бы сейчас сидел над учебниками, как герой картины Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка». Надо это произведение в школьную программу включить. Пусть дети на чужих ошибках учатся быть ответственными!
Картину Фёдора Решетникова «Переэкзаменовка» можно увидеть в Горловском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Как то, что мы смотрим на нас влияет. Янни Ролански
Мы живем в удивительное время. Никогда еще в истории человек не оказывался под влиянием такого большого объема информации, в том числе, видео — сериалы, развлекательные шоу, новинки кино.
Кажется, что просмотр социальных сетей перед сном помогает переключиться на отдых, вырваться из рутины и однообразия. Но. Любая информация — это пища для нашей души. Конечно, может показаться, что просмотр фильмов и мультфильмов — всего лишь безобидное развлечение. Но так ли это?
Ведь, например, в фильме каждый видит что-то свое. А еще чувствует что-то свое. Даже если разные люди смотрят один и тот же фильм.
Я 19 лет провожу кино-клубы для детей и подростков, поэтому приведу пример из своей практики. Одну девочку 15-и лет, назовем ее Аня, увлекают романтические истории. В ее любимом фильме прилежная ученица влюбляется в хулигана и дальше начинаются сплошные страдания и мучения.
Взрослые, обычно качают головой и говорят: «не смотри такое кино!» Но звучат такие назидания не убедительно. Аня пересматривает свой любимый фильм снова и снова. И вот, уже страдания кажутся ей очень романтичным. Она делает выводы, что именно это и есть настоящая любовь. Аня выбирает фильмы с похожим сюжетом. А потом пытается повторить этот сюжет в своей жизни.
Из этой истории мы, как будто, можем заключить: фильм плохой, это он виноват в том, какие выводы о любви сделала девочка Аня. Но не будем спешить и винить во всем кинематограф.
В моей практике есть и другая девочка, назовем ее Катя. Ей 14 лет, и она смотрит тот же самый фильм, вот только у нее он вызывает совсем другие эмоции. Ей не кажется эта история романтичной, более того она чувствует подмену понятий и понимает, что эта история совсем не о любви. Какой вывод можем сделать теперь?
Для того, чтобы разобраться в ситуации предлагаю обратится к Евангелию от Матфея, 15-ой главе. Там написано: «...Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Здесь Христос уделяет особое внимание тому, что уже есть в нас, в нашей душе, нашим внутренним фильтрам. Проведу аналогию с восприятием мира глазами. Через них мы кормим нашу душу разными эмоциями. Поэтому так важно осознавать, во-первых, что это за пища, во-вторых, почему мы выбираем именно ее, и почему наше сердце отзывается на тот или иной сюжет, воспринятый глазами.
Увы, в огромном потоке информации мы не успеваем отслеживать, что происходит внутри и нас сами, делаем выборы на автопилоте, часто на эмоциях.
Как же этого избежать? Мне кажется важно останавливаться и задавать себе вопросы, прислушиваться к тому, что происходит внутри. Формировать правильную систему ценностей, чтобы то, что поступает из вне, можно было бы сопоставить со своими ценностными ориентирами, понять, а подходит ли мне тот или иной сценарий из фильма, не противоречит ли он тому, во что я верю? В моем случае — христианской «системе координат».
Детям для того, чтобы выработать правильное отношение к визуальной информации, конечно, нужна помощь взрослых. Потому, что они еще не у них еще не сформирована система ценностей и им просто не на что опереться при выборе фильмов и мультфильмов. Я здесь всегда рекомендую родителям обсуждать с ребенком то, что вы смотрите вместе. Надо разбираться, почему детям нравится тот или иной визуальный продукт, формировать определенные правила. И со временем, некоторые фильмы и мультфильмы превратятся в ваших добрых помощников!
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение