Святитель Игнатий Брянчанинов, в миру - Димитрий, родился в тысяча восемьсот седьмом году в Вологодской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. В пятнадцать лет мальчика отправили в Санкт-Петербург, в Военно-инженерное училище. Но уже тогда он высказывал отцу свое желание стать монахом. Он с блеском закончил обучение и обнаружил незаурядное литературное дарование. В училище Брянчанинов стал главой кружка «почитателей святости и чести». В двадцать четыре года он исполнил свою мечту и принял монашеский постриг. Вскоре он стал архимандритом, настоятелем Свято-Сергиевского монастыря, а затем благочинным монастырей Санкт - Петербургской епархии. Игнатия отличали проницательность, самонаблюдение, благородство и одухотворенность. Это привлекало к нему как многочисленную паству. Его хорошо знал и ценил митрополит Московский Филарет Дроздов. Знакомством с архимандритом Игнатием дорожили Гоголь, Достоевский, поэт Плещеев, адмирал Нахимов. Восхищенный личностью Игнатия, Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры бессребреники». Без малого четыре года Игнатий в сане епископа возглавлял Кавказскую и Черноморскую епархию с кафедрой в Ставрополе. В шестьдесят первом году по состоянию здоровья он вышел на покой и остаток жизнь посвятил написанию духовных сочинений. Богословское наследие святителя Игнатия востребовано и сейчас.
Святитель Игнатий Брянчанинов - миротворец и богослов
Святитель Игнатий, в миру - Дмитрий Брянчанинов, родился в тысяча восемьсот седьмом году в Вологодской губернии, в дворянской семье. Учился Дмитрий в Санкт-Петербурге, в военно-инженерном училище и закончил образование первым учеником в своем классе. Его способности проявлялись в разных сферах - науке, рисовании, музыке, литературном творчестве. Он был вхож в самые лучшие дома столицы российской империи, не раз встречался с императором Николаем Первым. Но Дмитрия больше интересовали философские вопросы, поиск духовной основы жизни, нежели светское общество или карьера. В Александро-Невской лавре он встретил старца Леонида, будущего оптинского иеромонаха Льва. Тот благословил юношу и Дмитрий в двадцать лет подал в отставку. Он принял иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном монастыре. Двадцать четыре года архимандрит Игнатий пробыл настоятелем Сергиевой пустыни под Стрельной и привел ее практически из руин в цветущее состояние. В тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году епископ Игнатий возглавил Кавказскую и Черноморскую епархию. В этот период еще не закончились военные действия на Кавказе. Епископ Игнатий по большей части выступал как миротворец и строитель. Он управлял епархией почти четыре года, но потом заболел и вынужден был уйти на покой. Шесть заключительных лет своей жизнь он отдал богословскому писательскому труду. Интерес к бессмертным творениям святителя Игнатия Брянчанинова не угасает и в наши дни.
Псалом 106. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.