Святитель Никита, епископ Новгородский, жил в одиннадцатом веке. Он родился в Киеве и рано принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Несмотря на возражения игумена, Никита решился на подвиг выше своих сил и духовного опыта и ушел в затвор. Однажды молодому отшельнику явился некий сияющий гость, которого Никита принял за ангела. Он убедил Никиту, что тот уже достаточно опытен, чтобы оставить молитву и начать учить других. Молодой монах неожиданно начал пророчествовать, наизусть цитировать Ветхий Завет. Только вот Евангелие он отказался изучать и читать. Опытные монахи насторожились такой перемене. Киево-Печерские старцы собрались вокруг Никиты и долго молились. Они стали свидетелями того, как сила молитвы изгнала от молодого монаха его гостя, оказавшегося бесом. Никита очнулся в беспамятьи и поначалу даже забыл грамоту. Дальнейшая его жизнь была примером послушания и смирения. Позже он был поставлен епископом в Новгород. Однажды во время засухи по молитве епископа Никиты начался дождь, а в другой раз - прекратился городской пожар. Мощи святителя Никиты покоятся в Софийском соборе.
Святитель Никита, епископ Новгородский, был уроженцем Киева. Он жил в одиннадцатом веке. Еще в молодые годы он принял постриг в Киево-Печерской лавре. Вскоре Никита пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал молодого инока о преждевременности такого подвига для его духовных сил. В одиночестве Никита впал в искушение. По преданию, ему явился диавол в виде ангела. Бес дал неопытному монаху совет: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Польщенный тем, что стал причиной такого чуда, инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета. Но о Евангелии он ни говорить, ни слушать не хотел. Печерские старцы заподозрили неладное, пришли к нему и долго молились. Только тогда бес оставил юношу. После этого Никита оставил затвор, жил в строгом посте и молитве. Более всего он упражнялся теперь в послушании и смирении. Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден Господом даром чудотворения.
«Жаворонки»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/viktoriya-hqYK4LsodTA-unsplash.jpg)
Фото: Viktoriya / Unsplash
Когда мои дети были маленькими, мы жили на Урале. В марте там — совсем ещё зима, ну разве что солнце светит ярче, чем в декабре. Но именно в марте во многих верующих семьях пекут особенные булочки в виде жаворонков — ко дню Сорока Мучеников Севастийских. Пекли и мы. Помню, как впервые участвовала в их изготовлении младшая дочь, Ксюша, и как мы со старшими детьми рассказывали ей историю бесстрашных воинов, верных христиан, принявших смерть в ледяных озёрных водах в далёком 4-м веке. Они умерли, но не отреклись от Спасителя. Им было очень холодно — но знали они, какой горячей любовью встретит их Господь...
Ксюша слушала, задумчиво прикрепляла глазки-изюминки к слепленным из постного теста птичкам, и они словно оживали под её рукой. А за окном выла метель. «Настоящие жаворонки к нам уж после Пасхи прилетят!» — важно сказала Василиса, она постарше. «Ну и что! А мы сейчас весну приближаем и Пасху, у нас уже жаворонки — вот они, значит, скоро весна!»
Смешная детская логика показалась мне удивительно мудрой, и я даже записала Ксюшину фразу в блокнот. А наутро старшие дети отправились в школу, а мы с Ксюшей — в храм, и румяных жаворонков c собой взяли — угощать после службы знакомых прихожан. Так Ксюша захотела: «Чтоб ко всем весна пришла поскорей... и Пасха!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
13 февраля. О самообмане
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 1-й главе 1-го Соборного Послания апостола Иоанна есть слова: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
О самообмане — епископ Черняховский и Славский Николай.
Почему мы говорим, что не имеем греха? Во-первых, никто не хочет себя признать виновным. Как это так? Я самый лучший, самый умный, самый-самый. И вдруг какие-то грехи. Не может быть никаких грехов. Я безгрешен. Это позиция такой гордости. Грех некоторые понимают как что-то церковное. Съел подсолнечное масло во время строгого поста. Или зашел в храм в шортах. Ну, например. Что-то связанное обязательно с церковью. Но это не зрелое понятие о грехе. Оно какое-то упрощающее все. Сужение понятия греха, например, до заповедей Моисея. Грехом может быть не только действие, но и бездействие. Например, вы едете по загородной дороге на своей машине. Погода ужасная. Ветер сильный. Колючий снег метет. И видите, что человек какой-то идет вдоль дороги. До следующего селения, ну, несколько километров. И вот он идет против ветра. Что за человек даже не важно. Это может быть старик, может быть женщина с ребенком на руках. Но вы проезжаете мимо. Совесть обличает. А вы говорите, ну, как это? Про себя рассуждаете. Я знаю заповеди. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не завидуй. Я ничего плохого этому человеку не сделал, говорите вы. Но, тем не менее, это грех. Вообще, понятие грех, скорее всего, попадет все, что можно описать девизом «Моя хата с краю». Христианин активно утверждает в жизни заповеди Божьи. Активно утверждает в жизни любовь Божью. Если этого не делает, то он обманывает себя, называя себя безгрешным.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 февраля. О верности Богу Мученицы Трифены Кизической
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 13 февраля. День памяти Мученицы Трифены Кизической, жившей в первом веке.
О её верности Богу — священник Августин Соколовски.
Святая Трифена была современницей апостолов. По одной из версий, имя своё она получила в честь Антонии Трифены, некогда славной царицы Понта и супруги правителя Фракии, которая дни свои завершила на покое. По другой версии, это была она сама героиня того времени, ведь две Трифены были современницами. Став свидетельницей апостольской проповеди и суда над святой равноапостольной Феклой, Трифена пришла к вере. «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе», — написал апостол Павел в послании к римлянам. За веру во Христа Трифену впоследствии судили и подвергли многочисленным пыткам, а затем казнили.
В наше время, когда человеческое призвание — личное, семейное и общественное — ставится под сомнение, люди в непостоянстве стремятся к переменам и приходят к изменам. Святая Трифена служит примером веры и верности, принятому однажды решению. Твердость ее намерения последовать за апостолом в исповедании не смогли преодолеть никакие мучения. Древняя Церковь считала постоянство в добре и вере даже до последнего вздоха вершиной благодати. Об этом даре, под словами о христианской кончине безболезненной, непостыдной и мирной, молится Церковь и ныне на каждой просительной ектенье. Своим небесным ходатайством и земным примером Святая Трифена вдохновляет православных на эту великую добродетель.
Все выпуски программы Актуальная тема