Город Кизик находился в Малой Азии на берегу пролива Дарданеллы. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла. Но гонения на христиан в конце третьего века привели к тому, что одни убежали из города, другие же в тайне исповедовали веру в Спасителя. Так же в тайне могли жить и девять Кизических мучеников: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Но они выбрали другой путь. Эти девять происходили из разных мест, были разного возраста: Антипатр - совсем еще юноша, а Руф - глубокий старец. Они занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры. Все девять безбоязненно публично заявили о своей вере и обличали языческое нечестие. Их схватили, пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение. Но мученики продолжали славить Спасителя. Все они были казнены. Нетленные мощи святых были открыты почти через тридцать лет, в правление императора Константина Великого. В России недалеко от города Казани иеродиаконом Стефаном был основан монастырь в честь девяти мучеников Кизических.
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема
Храм преподобного Евфимия. Станица Екатериноградская (Кабардино-Балкария)

На востоке Кабардино-Балкарии, у самой границы с Северной Осетией, стоит на берегу реки Малка станица Екатериноградская. Селение старинное. Оно было основано в 1777 году как казачья крепость в оборонительной линии между городами Азов и Моздок. Тогда, в конце восемнадцатого века, Екатерина Вторая присвоила здешним землям статус Кавказской губернии Российской империи. Станицу Екариноградскую в 1786 году провозгласили столицей этого объединения.
Императрица обратила внимание, что в губернском центре имеется единственная деревянная церквушка. Её Величество пожаловала сорок тысяч рублей на возведение каменного храма. Однако, приступить к строительству жители не успели. Столицу губернии перенесли в Астрахань, туда отошла и казна с царским пожертвованием. Станица Екатериноградская вновь стала скромным казачьим селением. Его жители довольствовались родным деревянным храмом.
В середине девятнадцатого века в этих местах побывал внук Екатерины Второй — император Николай Первый. Зная о бабушкином благодеянии, он удивился, не обнаружив каменной церкви в станице Екатериноградской. Царь повелел немедленно начать строительство и в 1850 году над рекой Малкой уже возвышался величественный пятиглавый собор. Главный его алтарь освятили во имя преподобного Евфимия Солунского. Северный и южный приделы посвятили небесным покровителям царственных особ — великомученице Екатерине и святителю Николаю.
Девяносто лет Евфимиевский собор оставался духовным центром станицы. В сороковые годы двадцатого столетия церковь закрыли безбожники, захватившие власть в стране. Они постановили снести храм. Станичники не подчинились варварскому требованию. Всё же собор преподобного Евфимия серьёзно пострадал в советское время, но уцелел. В 1991 году его вернули верующим.
С тех пор богослужения под старинными сводами не прекращались. Особенно людно бывает в церкви в престольный праздник — 28 октября, в день памяти преподобного Евфимия Солунского. В станицу Екатериноградскую съезжаются паломники из окрестных селений и на службе царит атмосфера казачьего братства, основанного на любви к Богу и к Церкви.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 101 зач., IX, 6-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Какое явление имеет для христианства ключевое значение? Свобода. Не в искажённом, греховном проявлении. А в ином. Каком? Об этом нам расскажет отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилованиезависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Итак, сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к римским христианам посвящен теме свободы. Послание к римлянам — одно из первых произведений апостола Павла, в котором он очень подробно объясняет — почему христианство по-настоящему уникальная религия? Для святого ответом на этот вопрос является всё то же слово — «свобода».
Себя и прочих христиан Павел называет «детьми обетования по Исааку». Чтобы понять это выражение, нужно вспомнить один из эпизодов Ветхого Завета. Авраам и Сарра, родители Исаака, долгое время не могли иметь детей. Однажды Сарра, отчаявшись, что наследника у супруга так и не появится, предложила ему вступить в связь с рабыней — Агарью. Так на свет появился Исмаил. Впоследствии Господь дал и Сарре возможность родить. Её сына звали Исааком. Исмаил и Исаак стали библейскими символами. Первый — символом рабства, второй — свободы.
Христиане для апостола Павла — дети по Исааку, иными словами — наследники Божией свободы. Остаётся теперь разобраться — в чём она заключается? Согласно святому, настоящая свобода — свобода от греха. Когда человек подчиняется заповедям Божиим не из страха, а из любви к Отцу Небесному. Делает Его волю основанием жизни и через это обретает свободу над собой и от себя прошлого — ветхого человека, измученного греховными ошибками.
Есть у христианской свободы ещё одна важная черта, которая состоит в нежелании навязывать Богу правила религиозного торга. «Господи, смотри я не ем то-то и то-то, надеваю на себя такую-то одежду, покупаю такие-то свечи», — рассуждает такой торгующий человек и прибавляет: «А Ты мне за это должен сделать одно, второе и третье. И в качестве премии выдать смартфон последнего поколения». Римляне, к которым обращался в послании апостол Павел, в недалёком прошлом были язычниками, привыкшими с идолами общаться именно в этом формате — «я — тебе, а ты — мне, и побольше».
Апостолу Павлу много сил пришлось положить, чтобы буквально вытравить из сознания римских христиан подобный порочный и примитивный образ мысли, донести до них, что истинная вера основывается на бескорыстном служении Богу, доверии Ему как любящему Отцу, принятию Его доброй воли в отношении нас.
Апостол Павел через текст послания обращается не только к римлянам, но и ко всем нам — жителям иной страны из иной эпохи — стоящим ровно перед тем же искушением. Согласитесь, как часто лукавые мысли подначивают нас превратить Отца Небесного в какого-нибудь Зевса-вседержителя — безликое существо, с которым можно в меркантильном плане договориться. Давайте не будем так поступать. Во Христе все мы усыновлены и удочерены Господом. Поэтому не будем разменивать дарованную нам свободу на примитивный торг, но примем дар Божий, позволяющий нам обрести истинную свободу от греха и нашей собственной узости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов