
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Все мы со школьной скамьи знаем о том, что князь Владимир крестил Русь. Для нас этот исторический факт, свершившийся тысячелетие назад, привычен, как дважды два — четыре. Историки подчёркивают культурные, политические и экономические причины решения Владимира обратить Русь в христианство. Но главное — крещение Руси вряд ли состоялось бы без глубочайшего личного духовного переворота, который испытал сам Владимир Святославич.
Князь Владимир взошёл на киевский престол в 978-м году. Чтобы добиться власти, Владимиру понадобилось избавиться от своего родного брата, князя Ярополка. Оба они были внуками крещёной княгини Ольги. Но если Ярополк благоволил к христианам, которых в то время в Киеве было уже немало, то Владимир оставался убеждённым и яростным сторонником язычества. До тех пор, пока не произошёл один из ряда вон выходящий случай. В 983 году князь с победой возвратился из очередного похода. В благодарность киевские бояре и волхвы решили принести идолам... человеческую жертву. Бросили жребий. Он пал на молодого человека по имени Иоанн, христианина. Толпа пришла к его отцу с требованием отдать юношу: мол, «избрали его к себе боги». Но отец отвечал незваным гостям: «Бог один, сотворил Он небо, и землю, и человека. А ваши боги — дерево, они сами сделаны». После этих слов толпа ворвалась в дом и жестоко расправилась с отцом и сыном. Мученическая кончина людей, которые отстаивали свою веру даже перед лицом смерти, произвела глубокое впечатление на князя Владимира. По мнению историков конца 19 века, Петра Знаменского и Константина Здравомыслова, именно с этим эпизодом следует связывать духовные метаморфозы князя. Не случайно первый каменный храм в Киеве — Десятинную церковь — Владимир Святославич возвёл на месте жилища тех самых мучеников за веру.
В «Повести временных лет» описан ещё один случай, который многие историки склонны считать решающим моментом в отказе Владимира от язычества. Князь прибыл в Херсонес, чтобы заключить брак с византийской принцессой Анной. Там он внезапно заболел и ослеп. Тогда Анна сказала жениху: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорее». И во время совершения таинства Владимир прозрел! Избавление от физической слепоты символизировало духовное прозрение. Красноречивее всего о переменах в собственной душе свидетельствовал сам князь Владимир. Его слова, сказанные после принятия Таинства крещения, цитирует древнерусский историк 11 века Иаков Мних: «В зверином образе пребывал, много зла творил. Господь укротил меня своею благодатью».
Разительную перемену в своём князе увидели и киевляне. И сами с готовностью пошли креститься в воды Днепра. «Владимир же был рад, что познал Бога сам, и люди его», — так описывает «Повесть временных лет» чувства князя, которые он испытал после того, как крещёные киевляне разошлись по своим домам. И это ещё раз подтверждает: Крещение Руси было не просто рациональным выбором. А Божьим промыслом, изменившим ко благу самого князя Владимира и судьбу всей нашей страны.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема