
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Все мы со школьной скамьи знаем о том, что князь Владимир крестил Русь. Для нас этот исторический факт, свершившийся тысячелетие назад, привычен, как дважды два — четыре. Историки подчёркивают культурные, политические и экономические причины решения Владимира обратить Русь в христианство. Но главное — крещение Руси вряд ли состоялось бы без глубочайшего личного духовного переворота, который испытал сам Владимир Святославич.
Князь Владимир взошёл на киевский престол в 978-м году. Чтобы добиться власти, Владимиру понадобилось избавиться от своего родного брата, князя Ярополка. Оба они были внуками крещёной княгини Ольги. Но если Ярополк благоволил к христианам, которых в то время в Киеве было уже немало, то Владимир оставался убеждённым и яростным сторонником язычества. До тех пор, пока не произошёл один из ряда вон выходящий случай. В 983 году князь с победой возвратился из очередного похода. В благодарность киевские бояре и волхвы решили принести идолам... человеческую жертву. Бросили жребий. Он пал на молодого человека по имени Иоанн, христианина. Толпа пришла к его отцу с требованием отдать юношу: мол, «избрали его к себе боги». Но отец отвечал незваным гостям: «Бог один, сотворил Он небо, и землю, и человека. А ваши боги — дерево, они сами сделаны». После этих слов толпа ворвалась в дом и жестоко расправилась с отцом и сыном. Мученическая кончина людей, которые отстаивали свою веру даже перед лицом смерти, произвела глубокое впечатление на князя Владимира. По мнению историков конца 19 века, Петра Знаменского и Константина Здравомыслова, именно с этим эпизодом следует связывать духовные метаморфозы князя. Не случайно первый каменный храм в Киеве — Десятинную церковь — Владимир Святославич возвёл на месте жилища тех самых мучеников за веру.
В «Повести временных лет» описан ещё один случай, который многие историки склонны считать решающим моментом в отказе Владимира от язычества. Князь прибыл в Херсонес, чтобы заключить брак с византийской принцессой Анной. Там он внезапно заболел и ослеп. Тогда Анна сказала жениху: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорее». И во время совершения таинства Владимир прозрел! Избавление от физической слепоты символизировало духовное прозрение. Красноречивее всего о переменах в собственной душе свидетельствовал сам князь Владимир. Его слова, сказанные после принятия Таинства крещения, цитирует древнерусский историк 11 века Иаков Мних: «В зверином образе пребывал, много зла творил. Господь укротил меня своею благодатью».
Разительную перемену в своём князе увидели и киевляне. И сами с готовностью пошли креститься в воды Днепра. «Владимир же был рад, что познал Бога сам, и люди его», — так описывает «Повесть временных лет» чувства князя, которые он испытал после того, как крещёные киевляне разошлись по своим домам. И это ещё раз подтверждает: Крещение Руси было не просто рациональным выбором. А Божьим промыслом, изменившим ко благу самого князя Владимира и судьбу всей нашей страны.
Свято-Троицкий храм — Челябинск
Челябинск — один из областных центров России. Он расположен на границе Сибири и Урала, в окружении живописных озёр. Город был основан в 1736 году на правом берегу реки Миасс как оборонительная крепость. Она защищала юго-восточные рубежи Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Они и построили в крепости первую деревянную церковь во имя святителя Николая.
Город стремительно рос. В середине восемнадцатого столетия жители стали застраивать левый берег Миасса. Новый район назвали Заречьем. Из крепости сюда перенесли, предварительно разобрав по брёвнам, Никольский храм. К сожалению, вскоре деревянное здание сгорело при пожаре и в 1820 году челябинские купцы поставили на его месте небольшую каменную церковь во имя Святой Троицы. К началу двадцатого века этот храм обветшал и его пришлось снести.
В 1913 году Заречную часть Челябинска украсила новая Троицкая церковь. Строительство величественного здания из красного кирпича было приурочено к празднованию трёхсотлетия царственного дома Романовых. Храм стал духовным и общественным центром города. При нём открылись школа с богатой библиотекой и общество милосердия для помощи нуждающимся.
Приходскую жизнь Троицкой церкви прервала революция 1917 года. Безбожники закрыли храм и несколько десятилетий под его сводами размещался краеведческий музей. В 1990 году здание вновь стало принадлежать православным. Верующие восстановили закрашенные в советское время настенные росписи, а из музейных хранилищ вернулись святыни, принадлежавшие Троицкой церкви до революции. Это частицы святых мощей апостолов Тимофея и Андрея, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона, а также преподобного Серафима Саровского. По молитвам перед ковчежцем с мощами в двадцать первом столетии совершилось несколько чудесных исцелений.
При Троицкой церкви сложилась дружная община. Священнослужители и прихожане организовали социальную службу, которая молитвенно и материально поддерживает людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они навещают больных, кормят малоимущих, помогают восстановить документы и обрести кров обездоленным. Для многих горожан Троицкий храм стал источником надежды. Недаром его называют сердцем Челябинского Заречья.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Николая Чудотворца (д. Согиницы, Ленинградская область)
Между двумя озёрами — Онежским и Ладожским, расположилась тихая деревенька Согиницы. Когда-то здесь была территория Олонецкой губернии, современной республики Карелия. А сегодня это самая окраина Ленинградской области. Сюда непременно стоит добраться — чтобы увидеть редкую жемчужину — церковь святого Николая Чудотворца, которая стоит в Согиницах с конца 17-го столетия.
Как и село, храм расположен на левом берегу быстрой, извилистой прозрачной реки Важинки. Он стоит почти у самой воды, в которой отражается густой вековой лес. Никольская церковь — уникальный памятник Прионежской школы деревянного зодчества. Высокий храм с шатровым куполом и такой же колокольней был возведён в 1696 году. Церковь срублена из еловых и лиственничных стволов. Она полностью деревянная, из дерева сделаны даже маковки куполов! Воздушная, парящая красота.
На Никольский храм советуют смотреть с воды, из лодки — говорят, именно так его архитектура раскрывается во всей своей многогранности, которая кроется за внешней простотой. Но и с суши церковь производит огромное впечатление. Побелевший от времени тёс, небольшие окошки с решётками и сдержанный резной декор.
Когда-то рядом с Никольской церковью стоял ещё один деревянный шатровый храм — в честь пророка Божия Илии. Он разрушился во второй половине 19-го века. Тогда же, в 1864 году, на его месте был возведён новый. Тоже полностью деревянный, но уже совсем в ином архитектурном стиле, ничем не напоминающем традиционное северное храмовое зодчество. А вот Никольский храм с момента постройки не перестраивался ни разу! Делался кое-какой мелкий ремонт, но, в сущности, и церковь, и колокольня дошли до нас в первозданном виде. Конечно, реставрация необходима, и она идёт — постепенно и очень скрупулёзно. Торопиться при работе с таким уникальным древним памятником, как церковь Николая Чудотворца, нельзя. Ведь важно сохранить исторический облик во всех деталях. Оба храма в Согиницах — и Никольский, и Ильинский — действующие, открыты ежедневно. Окутанные глубокой северной тишиной, они ждут каждого, кто захочет приехать, чтобы помолиться в их древних бревенчатых стенах.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Воздвижения Креста Господня (Волково, Рамешковский район, Тверская область)
Деревня Волково в Рамешковском районе Тверской области — место, где царит упоительная тишина. Вокруг леса, луга, да речка Кушалка вьётся среди поросших камышом обрывистых берегов. Простор и покой. Народу здесь осталось совсем немного и местные жители всегда рады гостям. А заезжают сюда часто, хотя дорога от трассы до деревни сложная — грунтовка да булыжники. Привлекает сюда людей церковь Воздвижения Креста Господня.
Пятиглавая, с шатровой колокольней, из красного кирпича, не утратившего со временем яркости, она стоит чуть поодаль от деревни. Храм был построен в начале ХХ столетия. Он принадлежал женской монашеской сельскохозяйственной общине «Труд и молитва». Её насельницы выращивали в деревне овощи и фрукты, занимались птицеводством и рыбной ловлей. И, конечно, молились — именно здесь, в Воздвиженском храме. Белоснежная нарядная пятиглавая церковь была видна издалека. Сохранилась дореволюционная фотография храма — на ней видно, каким красивым он когда-то был. По воспоминаниям очевидцев, его окружал ельник, который высадили монахини.
После 1917 года общину расформировали. Однако богослужения в храме продолжались вплоть до конца 1930-х. Настоятелем церкви в те годы был священник Владимир Чекалов, причисленный ныне к лику новомучеников и исповедников Российских. Воздвиженский храм закрыли после его ареста. К моменту, когда в 2000-е годы храм передали Русской Православной Церкви, здание сильно обветшало, но не утратило своего величия. Кровля поросла деревьями, но всё так же высятся на куполах кресты. А внутри чудом сохранились деревянный резной трёхъярусный иконостас и печь, которая когда-то отапливала храм — судя по остаткам облицовки, она была изразцовой.
Жители Волково надеются, что придёт время, когда в церкви снова совершится Божественная Литургия и продолжают с благоговением молиться в разрушенном храме. Они верят — вместе с ними невидимо и неслышно молится ангел, все эти годы хранящий святыню их села.
Все выпуски программы ПроСтранствия







