
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Все мы со школьной скамьи знаем о том, что князь Владимир крестил Русь. Для нас этот исторический факт, свершившийся тысячелетие назад, привычен, как дважды два — четыре. Историки подчёркивают культурные, политические и экономические причины решения Владимира обратить Русь в христианство. Но главное — крещение Руси вряд ли состоялось бы без глубочайшего личного духовного переворота, который испытал сам Владимир Святославич.
Князь Владимир взошёл на киевский престол в 978-м году. Чтобы добиться власти, Владимиру понадобилось избавиться от своего родного брата, князя Ярополка. Оба они были внуками крещёной княгини Ольги. Но если Ярополк благоволил к христианам, которых в то время в Киеве было уже немало, то Владимир оставался убеждённым и яростным сторонником язычества. До тех пор, пока не произошёл один из ряда вон выходящий случай. В 983 году князь с победой возвратился из очередного похода. В благодарность киевские бояре и волхвы решили принести идолам... человеческую жертву. Бросили жребий. Он пал на молодого человека по имени Иоанн, христианина. Толпа пришла к его отцу с требованием отдать юношу: мол, «избрали его к себе боги». Но отец отвечал незваным гостям: «Бог один, сотворил Он небо, и землю, и человека. А ваши боги — дерево, они сами сделаны». После этих слов толпа ворвалась в дом и жестоко расправилась с отцом и сыном. Мученическая кончина людей, которые отстаивали свою веру даже перед лицом смерти, произвела глубокое впечатление на князя Владимира. По мнению историков конца 19 века, Петра Знаменского и Константина Здравомыслова, именно с этим эпизодом следует связывать духовные метаморфозы князя. Не случайно первый каменный храм в Киеве — Десятинную церковь — Владимир Святославич возвёл на месте жилища тех самых мучеников за веру.
В «Повести временных лет» описан ещё один случай, который многие историки склонны считать решающим моментом в отказе Владимира от язычества. Князь прибыл в Херсонес, чтобы заключить брак с византийской принцессой Анной. Там он внезапно заболел и ослеп. Тогда Анна сказала жениху: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорее». И во время совершения таинства Владимир прозрел! Избавление от физической слепоты символизировало духовное прозрение. Красноречивее всего о переменах в собственной душе свидетельствовал сам князь Владимир. Его слова, сказанные после принятия Таинства крещения, цитирует древнерусский историк 11 века Иаков Мних: «В зверином образе пребывал, много зла творил. Господь укротил меня своею благодатью».
Разительную перемену в своём князе увидели и киевляне. И сами с готовностью пошли креститься в воды Днепра. «Владимир же был рад, что познал Бога сам, и люди его», — так описывает «Повесть временных лет» чувства князя, которые он испытал после того, как крещёные киевляне разошлись по своим домам. И это ещё раз подтверждает: Крещение Руси было не просто рациональным выбором. А Божьим промыслом, изменившим ко благу самого князя Владимира и судьбу всей нашей страны.
24 мая. О причинах народного почитания Святителя Николая

22 мая в праздник Перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар в 1087 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о причинах народного почитания Святителя Николая.
Это не случайно было такое, но просто какое-то общенародное почитание святителя Николая. А на чём основываются эти почитания? Может быть, на том, что все хорошо знали житие святителя Николая? Или, может быть, на том, что какие-то государственные силы содействовали сохранению такой памяти благочестивой в народе? Нет.
Потому только, что святитель Николай отвечает людям на их молитвы. Вот этот живой религиозный опыт, опыт веры, который связан с тем, что на молитву нашу мы получаем ответ и является самым сильным для нас доказательством того, что Бог существует. Угодники Его существуют, которые молятся за нас.
Если бы не было бы этой обратной связи, то разве бы мы с вами здесь стояли? Разве был бы воздвигнут этот величественный храм? Да Господи, чего только не было в истории! Каких героев, каких полководцев, каких великих царей и императоров! А многих память погибе с шумом.
А имя святителя и чудотворца Николая мы прославляем как великого угодника, в том числе и заступника о нашей земле и о нашем народе. И вот дай Бог, чтобы эта память сохранялась. Очень важно, чтобы молодое поколение русских людей, да и людей других национальностей, считающих себя православными, бережно сохраняли молитвенную память о святителе Николае, обращая к нему свои воздыхания и с надеждой ожидая его помощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подробностях предстоящей всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве пройдёт Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 25 мая состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает ведущий Радио ВЕРА Константин Мацан.
Рассказывают, что в дореволюционных дворянских семьях обязательной частью воспитания детей было посещение больниц, приютов для бедных, чтобы оказывать помощь тем, кому тяжелее. И, наверное, нет препятствий к тому, чтобы и сегодня эту традицию возрождать.
Какое значение для глубокого, здорового семейного общения взрослых и детей или даже супругов между собой имеют совместные добрые дела, дела милосердия, участие в социальных проектах, проще говоря, общая помощь тем твоим ближним, которым тяжелее, чем тебе. Об этом мы поговорим уже завтра.
В рамках Всероссийской недели «7Яфест» в воскресенье, 25 мая, состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия. Кто нуждается в нашей помощи и как творить добро с радостью?». Эта встреча пройдет в Москве, в Токмаковом переулке, в музее императора Николая II. В ней примут участие протоиерей Михаил Потокин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Ксения Алферова, актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель, и другие замечательные гости. Модератором встречи выступит Роман Торгашин, директор Радио ВЕРА. Всех приглашаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема