
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Все мы со школьной скамьи знаем о том, что князь Владимир крестил Русь. Для нас этот исторический факт, свершившийся тысячелетие назад, привычен, как дважды два — четыре. Историки подчёркивают культурные, политические и экономические причины решения Владимира обратить Русь в христианство. Но главное — крещение Руси вряд ли состоялось бы без глубочайшего личного духовного переворота, который испытал сам Владимир Святославич.
Князь Владимир взошёл на киевский престол в 978-м году. Чтобы добиться власти, Владимиру понадобилось избавиться от своего родного брата, князя Ярополка. Оба они были внуками крещёной княгини Ольги. Но если Ярополк благоволил к христианам, которых в то время в Киеве было уже немало, то Владимир оставался убеждённым и яростным сторонником язычества. До тех пор, пока не произошёл один из ряда вон выходящий случай. В 983 году князь с победой возвратился из очередного похода. В благодарность киевские бояре и волхвы решили принести идолам... человеческую жертву. Бросили жребий. Он пал на молодого человека по имени Иоанн, христианина. Толпа пришла к его отцу с требованием отдать юношу: мол, «избрали его к себе боги». Но отец отвечал незваным гостям: «Бог один, сотворил Он небо, и землю, и человека. А ваши боги — дерево, они сами сделаны». После этих слов толпа ворвалась в дом и жестоко расправилась с отцом и сыном. Мученическая кончина людей, которые отстаивали свою веру даже перед лицом смерти, произвела глубокое впечатление на князя Владимира. По мнению историков конца 19 века, Петра Знаменского и Константина Здравомыслова, именно с этим эпизодом следует связывать духовные метаморфозы князя. Не случайно первый каменный храм в Киеве — Десятинную церковь — Владимир Святославич возвёл на месте жилища тех самых мучеников за веру.
В «Повести временных лет» описан ещё один случай, который многие историки склонны считать решающим моментом в отказе Владимира от язычества. Князь прибыл в Херсонес, чтобы заключить брак с византийской принцессой Анной. Там он внезапно заболел и ослеп. Тогда Анна сказала жениху: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорее». И во время совершения таинства Владимир прозрел! Избавление от физической слепоты символизировало духовное прозрение. Красноречивее всего о переменах в собственной душе свидетельствовал сам князь Владимир. Его слова, сказанные после принятия Таинства крещения, цитирует древнерусский историк 11 века Иаков Мних: «В зверином образе пребывал, много зла творил. Господь укротил меня своею благодатью».
Разительную перемену в своём князе увидели и киевляне. И сами с готовностью пошли креститься в воды Днепра. «Владимир же был рад, что познал Бога сам, и люди его», — так описывает «Повесть временных лет» чувства князя, которые он испытал после того, как крещёные киевляне разошлись по своим домам. И это ещё раз подтверждает: Крещение Руси было не просто рациональным выбором. А Божьим промыслом, изменившим ко благу самого князя Владимира и судьбу всей нашей страны.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер