
Утром я встала в плохом настроении. Все вокруг нервировало, вызывало раздражение. Решила сделать себе чай и почитать книгу. Но прибежала сестра, залепетала:
— Поиграй со мной, ты вчера обещала! — просила она.
— Да, обещала, но сейчас не хочу — резко ответила я — Давай позже, я хочу выпить чаю.
— Нет, я сейчас хочу, поиграй сейчас! — не успокаивалась сестренка.
— Не хочу я с тобой играть, займись лучше чем-нибудь полезным и не приставай ко мне — раздраженно ответила я.
Сестра еще пыталась спорить, но мой взгляд в тот момент был красноречив. Поэтому она помялась пару минут и ушла в свою комнату, шмыгая носом.
— Ну вот, еще и плачет, а чего я ей сделала? Поиграю потом, ничего не изменится — думала я.
И пошла на кухню выбирать чай. Молочный улун или гречишный, а может просто черный с мятой? Приятные размышления прервал шум из комнаты сестры. Кажется, активные игры начались без меня и без присмотра.
Интересно получается — задумалась я. Какой чай заварить, я выбираю долго и осознанно. А какой ответ дать сестре, каким тоном с ней говорить я особо не выбирала. Ответила с раздражением, и в итоге, кажется, обидела. Даже не задумалась о том, что существует множество вариаций ответа, при которых можно сохранить мирные отношения.
Стало стыдно. Господи, прости мне мое раздражение!
Зашла в комнату сестры: на полу лежали 2 куклы и 2 домика для них. Все было подготовлено для игры вдвоем: для каждой куклы был выбран наряд, а в домиках расставлена мебель, даже разложены игрушечные продукты в холодильнике.
Увидев меня, сестра подскочила и радостно вскрикнула:
— Ты пришла поиграть?
Я облегченно вздохнула, Слава Богу, сестра не в обиде.
— Прости за мои слова, я не хотела обидеть тебя — сказала я.
— Я и не обижалась, какую куклу ты выбираешь? — спросила она.
— Ту, что справа, с длинными волосами.
И снова делаю выбор — подумала я. Господи, спасибо, что открыл глаза через такие простые вещи. Мы начали играть, но в комнату зашла мама:
— Чайник вскипел, кто-то хочет выпить чаю?
— С удовольствием, но сначала поиграю в куклы — ответила я.
Сестра обняла меня и прошептала на ухо:
— Спасибо тебе! Хочешь потом вместе чай будем пить, и ты почитаешь свою книгу вслух?
— Это уже будет наш следующий выбор, а сейчас давай играть — ответила я.
Вот так, через быт, Господь открыл мне путь к миру в душе. Каждый раз внимательно и терпеливо делать выбор: слов, действий, людей, мест. Словно стоишь у большого прилавка, ведь мало кто захочет взять некачественный товар. Так и с душой, надо стараться в жизни собирать как можно больше светлого и чистого, выбирать христианский путь, пускай будет сложно, но итог станет приятным и радостным. А Господь видит все старания и обязательно поможет, направит.
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!