Крещение Болгарии произошло на сто с лишним лет раньше, чем крещение Руси и нам интересно знать о нём любые подробности.
Сегодня мы говорим о праведном Борисе, царе Болгарском и книге под названием «Жизнеописания византийских царей».
Во второй половине 9 века Болгарией правил князь Борис. И сам он, и его отец — хан Пресиан были язычниками и часто враждовали с христианской Византией. Исторических сведений о князе Борисе сохранилось не так много. Как-то Борис объявил византийской императрице Феодоре, что двинется на неё войной. Феодора ответила ему знаменитыми словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». После такого ответа Борис предпочёл благоразумно сохранить мир. А вскоре болгарский правитель сделался союзником Византийской империи. Более того — он стал глубоко верующим христианином.
В византийских хрониках сохранились сведения о том, что же так сильно повлияло на перемену мировоззрения царя Бориса. Болгарский царь страстно любил охоту и имел в разных частях своего княжества богатые охотничьи дворцы. Один из них Борис решил украсить настенными росписями...
Давайте послушаем, как говорится об этом в книге «Жизнеописания византийских царей».
И царь пригласил одного монаха-художника... по имени Мефодий. А когда тот к нему явился, по некому провидению Божию царь Борис велел писать не битву мужей, не убийство зверей и животных, а что тот сам захочет с условием только, что эта картина должна вызывать страх и ввергать зрителей в изумление.
Монах Мефодий, несомненно, оказался бесстрашным человеком и незаурядным проповедником. Он не стал рисовать картины «для услаждения глаз», а изобразил на стене царского дворца сцену Страшного Суда. Это был эмоциональный рассказ в красках о том, как в конце времён Господь будет судить грешников и праведников.
Художник нарисовал, как праведники получают награды за свои труды, а грешники пожинают плоды своих деяний и сурово отсылаются на предстоящее возмездие. Увидел Борис законченную картину, через неё воспринял в душу страх Божий...
В 865 году Борис принял святое крещение с именем Михаил. Вместе с болгарским царём Борисом крестилась его дружина, а затем и весь народ. На многие века Болгария стала светильником Православия, который не угасал даже в темные века османского владычества.
Известно, что, в 889 году царь Борис добровольно отрекся от престола и ушёл в монастырь, где до самой своей кончины молился за болгарскую державу.
История крещения царя Бориса дошла до наших дней благодаря сочинению под названием «Жизнеописания византийских царей». Имя автора этой книги звучит необычно: Продолжатель Феофана.
Жил во второй половине восьмого века в Византии монах-летописец — Феофан Исповедник, который подробно описывал историю Христианской Церкви, начиная с 3 века по Рождестве Христовом. После его смерти дальнейшую хронику событий стали вести его ученики под коллективным псевдонимом — Продолжатель Феофана. Имена их остались неизвестны, что вовсе не умаляет ценности трудов Продолжателя Феофана в глазах потомков.
Иначе как бы мы узнали удивительную историю из жизни равноапостольного Бориса, царя Болгарского, которого до глубины души потрясла икона Страшного суда?
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия