Крещение Болгарии произошло на сто с лишним лет раньше, чем крещение Руси и нам интересно знать о нём любые подробности.
Сегодня мы говорим о праведном Борисе, царе Болгарском и книге под названием «Жизнеописания византийских царей».
Во второй половине 9 века Болгарией правил князь Борис. И сам он, и его отец — хан Пресиан были язычниками и часто враждовали с христианской Византией. Исторических сведений о князе Борисе сохранилось не так много. Как-то Борис объявил византийской императрице Феодоре, что двинется на неё войной. Феодора ответила ему знаменитыми словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». После такого ответа Борис предпочёл благоразумно сохранить мир. А вскоре болгарский правитель сделался союзником Византийской империи. Более того — он стал глубоко верующим христианином.
В византийских хрониках сохранились сведения о том, что же так сильно повлияло на перемену мировоззрения царя Бориса. Болгарский царь страстно любил охоту и имел в разных частях своего княжества богатые охотничьи дворцы. Один из них Борис решил украсить настенными росписями...
Давайте послушаем, как говорится об этом в книге «Жизнеописания византийских царей».
И царь пригласил одного монаха-художника... по имени Мефодий. А когда тот к нему явился, по некому провидению Божию царь Борис велел писать не битву мужей, не убийство зверей и животных, а что тот сам захочет с условием только, что эта картина должна вызывать страх и ввергать зрителей в изумление.
Монах Мефодий, несомненно, оказался бесстрашным человеком и незаурядным проповедником. Он не стал рисовать картины «для услаждения глаз», а изобразил на стене царского дворца сцену Страшного Суда. Это был эмоциональный рассказ в красках о том, как в конце времён Господь будет судить грешников и праведников.
Художник нарисовал, как праведники получают награды за свои труды, а грешники пожинают плоды своих деяний и сурово отсылаются на предстоящее возмездие. Увидел Борис законченную картину, через неё воспринял в душу страх Божий...
В 865 году Борис принял святое крещение с именем Михаил. Вместе с болгарским царём Борисом крестилась его дружина, а затем и весь народ. На многие века Болгария стала светильником Православия, который не угасал даже в темные века османского владычества.
Известно, что, в 889 году царь Борис добровольно отрекся от престола и ушёл в монастырь, где до самой своей кончины молился за болгарскую державу.
История крещения царя Бориса дошла до наших дней благодаря сочинению под названием «Жизнеописания византийских царей». Имя автора этой книги звучит необычно: Продолжатель Феофана.
Жил во второй половине восьмого века в Византии монах-летописец — Феофан Исповедник, который подробно описывал историю Христианской Церкви, начиная с 3 века по Рождестве Христовом. После его смерти дальнейшую хронику событий стали вести его ученики под коллективным псевдонимом — Продолжатель Феофана. Имена их остались неизвестны, что вовсе не умаляет ценности трудов Продолжателя Феофана в глазах потомков.
Иначе как бы мы узнали удивительную историю из жизни равноапостольного Бориса, царя Болгарского, которого до глубины души потрясла икона Страшного суда?
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема