Крещение Болгарии произошло на сто с лишним лет раньше, чем крещение Руси и нам интересно знать о нём любые подробности.
Сегодня мы говорим о праведном Борисе, царе Болгарском и книге под названием «Жизнеописания византийских царей».
Во второй половине 9 века Болгарией правил князь Борис. И сам он, и его отец — хан Пресиан были язычниками и часто враждовали с христианской Византией. Исторических сведений о князе Борисе сохранилось не так много. Как-то Борис объявил византийской императрице Феодоре, что двинется на неё войной. Феодора ответила ему знаменитыми словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». После такого ответа Борис предпочёл благоразумно сохранить мир. А вскоре болгарский правитель сделался союзником Византийской империи. Более того — он стал глубоко верующим христианином.
В византийских хрониках сохранились сведения о том, что же так сильно повлияло на перемену мировоззрения царя Бориса. Болгарский царь страстно любил охоту и имел в разных частях своего княжества богатые охотничьи дворцы. Один из них Борис решил украсить настенными росписями...
Давайте послушаем, как говорится об этом в книге «Жизнеописания византийских царей».
И царь пригласил одного монаха-художника... по имени Мефодий. А когда тот к нему явился, по некому провидению Божию царь Борис велел писать не битву мужей, не убийство зверей и животных, а что тот сам захочет с условием только, что эта картина должна вызывать страх и ввергать зрителей в изумление.
Монах Мефодий, несомненно, оказался бесстрашным человеком и незаурядным проповедником. Он не стал рисовать картины «для услаждения глаз», а изобразил на стене царского дворца сцену Страшного Суда. Это был эмоциональный рассказ в красках о том, как в конце времён Господь будет судить грешников и праведников.
Художник нарисовал, как праведники получают награды за свои труды, а грешники пожинают плоды своих деяний и сурово отсылаются на предстоящее возмездие. Увидел Борис законченную картину, через неё воспринял в душу страх Божий...
В 865 году Борис принял святое крещение с именем Михаил. Вместе с болгарским царём Борисом крестилась его дружина, а затем и весь народ. На многие века Болгария стала светильником Православия, который не угасал даже в темные века османского владычества.
Известно, что, в 889 году царь Борис добровольно отрекся от престола и ушёл в монастырь, где до самой своей кончины молился за болгарскую державу.
История крещения царя Бориса дошла до наших дней благодаря сочинению под названием «Жизнеописания византийских царей». Имя автора этой книги звучит необычно: Продолжатель Феофана.
Жил во второй половине восьмого века в Византии монах-летописец — Феофан Исповедник, который подробно описывал историю Христианской Церкви, начиная с 3 века по Рождестве Христовом. После его смерти дальнейшую хронику событий стали вести его ученики под коллективным псевдонимом — Продолжатель Феофана. Имена их остались неизвестны, что вовсе не умаляет ценности трудов Продолжателя Феофана в глазах потомков.
Иначе как бы мы узнали удивительную историю из жизни равноапостольного Бориса, царя Болгарского, которого до глубины души потрясла икона Страшного суда?
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.