Бывает, встречаются люди, которые никогда прямо не отвечают на вопросы. Спросишь их, там, что-нибудь «Поможешь мне картошку выкопать?», а они: «Посмотрим (по погоде, по настроению, ещё по чему-нибудь)». Или: «Выручай! Отвезти завтра родственника в аэропорт?» – «Посмотрим, ладно? Завтра видно будет». И всё в таком духе. Ничего определённого.
Конечно, хоть раз мы все изредка прибегали к подобным ответам-обманкам. Но когда человек привыкает так отвечать всегда, другим бывает с ним очень тяжело общаться. Ведь его «Посмотрим» – это пустой звук. Мы можем ждать, надеяться, напоминать такому человеку, чтобы он всё-таки «посмотрел», но в любой момент можем услышать: «А я ничего не обещал». И он действительно ничего не обещал. Но и не сказал «Нет». И это «Посмотрим» очень часто расшатывает отношения между людьми. Ведь сначала коммуникация становится сложной, потом – осторожной, а, через какое-то время (и обычно это происходит очень быстро), с человеком просто не хочется общаться. Не хочется из-за его «без-ответственности».
В медицине состояние человеческой души, когда не хочешь принимать на себя ответственность, называется инфантильностью. А в православии – это звучит как «утрата духовной очевидности». Потому что нежелание ни за что отвечать просто противоречит всем законам церкви, которая, по сути, всю нашу жизнь и ведёт нас только к ответам.
Мне очень нравится на эту тему читать второй том старца Паисия Святогорца: то место, где батюшка говорит о человеческих крыльях. О том, что одно наше крыло – это воля Божия, а другое – воля человеческая. И, если мы думаем летать (то есть жить по-Божьи), то нам необходимо работать обоими крыльями. «Если, – говорит отец Паисий, – воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а вместо этого летит кувырком». И именно кувырки и напоминает со стороны желание избежать ответов на заданные вопросы – ответов за слова. Но, в конце-то концов, отвечать всё равно придётся. Не в этой жизни, так в следующей. И поэтому, с любой стороны, здесь нам даже «выгоднее» летать на двух крыльях, чем кувыркаться на одном и повторять неопределённое «Посмотрим». Слово, в сути которого и смотреть-то, в общем, бывает не на что.
«Особенности периода неофитства». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнев.
Разговор шел о том, почему период прихода к вере и вхождения в церковную жизнь, который называют неофитством, становится для человека особенным, наполненным благодатью и поддержкой от Бога.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия







