
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Сегодняшние чтение это заключительный отрывок из послания к римлянам.
Апостолом было затронуто множество богословских тем, но он не просто подводит некоторый итог, не перечисляет основные выводы, он предостерегает о самом для него страшном — о разделениях и расколах. Богословское содержание послания чрезвычайно важно, но еще важнее опыт христианской жизни, который оказывается подтверждением правильных взглядов.
Итак, апостол предупреждает о тех, кто будет производить разделения и соблазны. Во многих переводах, в том числе и в синодальном, мы можем прочитать следующее: «Умоляю вас остерегаться». При этом в греческом тексте стоит слово, которое переводится «наблюдать, смотреть». Это очень важный и тонкий момент: если тех, кто производит разделения надо только остерегаться, они оказываются практически внешней силой, они чужды и враждебны… Но апостол Павел понимает, что речь идет не о внешних врагах, а о своих же собратьях, которые не могут справиться со своими страстями и починяясь им, вводят расколы и соблазны. Жизнь церковной общины предстает перед нами не как жизнь идеального сообщества, у которого есть внешние проблемы, христиане — живые люди, которые стремятся быть вместе, стремятся быть верными Богу несмотря на собственные грехи и духовные болезни. Иными словами, если учесть варианты перевода, можно сказать, что апостол призывает быть внимательными к ситуации, не считать, что разделения и распри христиан — это мелочи. На жизнь людей, которые оказываются способны ради собственных амбиций разрушать единство Церкви, стоит обращать особенное внимание, ситуацию никогда нельзя пускать на самотек, но стремиться к ее исправлению.
Дело в том, что единство и общая жизнь в любви — это не просто желательное, состояние. В раю люди были едины с Богом и друг другом, грех разобщил и разделил их… И если дело дьявола разделять, то дело Иисуса Христа, рассеянных чад божиих собрать воедино. В таком случае, община учеников — это не просто собрание друзей, не компания тех, кто сдружился от долгого совместного труда, — это место в котором восстанавливается райское единство, место примирения с Богом и ближними. Речь идет не просто о взаимном терпении, но о прощении и принятии друг друга, о готовности нести бремена, о любви по образу крестной любви Христовой.
Люди, о которых говорит апостол часто выглядят как те, кто стремится к правде, но на самом деле только услаждают собственное тщеславие. Предупреждая верных об этой опасности, апостол говорит: «желаю, чтобы вы были мудрыми на добро и простыми на зло». И если первое для нас понятно и очевидно, то что же может означать второе? Дело в том, что слово, которое переведено как простой, может означать так же чистый и беспримесный. Мудрости и углубленности в добрых поступках противопоставляется бесхитростность в зле.
Сегодня мы не только недооцениваем ужас разделений, о котором говорит апостол. Иногда от верующих можно услышать чуть ли ни браваду по поводу подобных вещей… Как будто бы не очень-то и страшно, как будто бы давно пора было это сделать. Конечно, ситуации бывают разными, но разделение христиан — это всегда беда и рана на Теле Христовом, и надо прилагать все усилия, чтобы его избежать.
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов