Рим., 103 зач., X, 1-10.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Двадцатый век стал временем возникновения так называемого карго-культа. Речь — о новой форме язычества, возникшей на островах Тихого океана в ходе Второй мировой войны. Американское командование поддерживало провизией собственные войска и туземное население, сбрасывая грузы на парашютах. Коренные обитатели островов считали, что падавшие с неба ящики с продуктами и одеждой, являются дарами богов. И очень расстроились, когда однажды эти дары перестали поступать.
Туземцы посчитали, что они прогневали небесных покровителей. Поэтому островитяне забросили прежние религиозные традиции и ввели новые. Они стали возводить из пальмовых веток макеты самолетов и диспетчерских вышек. Поклоняться им, молясь о ниспослании продуктов и одежды. Туземцы имитировали поведение американских военнослужащих и даже рисовали у себя на животах и спинах надпись USA, считая её священной. Конечно же, подобные действия результатов не принесли.
При разговоре о карго-культе мы имеем дело с очевидной путаницей, возникшей в сознании коренных тихоокеанцев. Они оказались не способны отличить главное от второстепенного, не смогли осознать, что было истинной причиной появления на островах одежды и продуктов. Над поведением туземцев можно сколько угодно потешаться, но, на самом деле, подобное магическое мышление не является редкостью. И его с лёгкостью можно обнаружить и в окружающей нас реальности. Достаточно посмотреть, например, на то, сколько рекламы услуг экстрасенсов присутствует на просторах интернета и прочих средств массовой информации.
Прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к римлянам также посвящён теме ограниченного и по факту магического сознания. Апостол с сожалением говорит о неприятии древним Израилем учения Спасителя. Для ветхозаветных иудеев нормы закона Моисея оказались самодостаточны — их щепетильное исполнение воспринималось как гарантированный способ получения от Бога обещанных милостей. Павел указывает на неправоту подобного мышления и прямо пишет следующее: «конец (то есть цель) закона — Христос». Заповеди Моисея, как и вся ветхозаветная традиция, были только инструментом подготовки избранного народа к принятию Спасителя. Но, к сожалению, средство оказалось в данном случае важнее цели.
Нечто подобное можно наблюдать и сегодня в поведении некоторых прихожан и даже священнослужителей, убеждённых в том, что совершение ритуальных действий без искренней веры и благочестивой жизни могут принести желаемый и даже гарантированный результат. Бывает, что человек, пришедший в храм из-за какой-то беды, не ищет причин случившегося в собственной жизни, а спрашивает — к какой иконе лучше поставить свечку? Сколько денег пожертвовать, чтобы неприятности прекратились? Вместо желания найти Бога и примириться с Ним, мы обнаруживаем стремление отделаться от Бога как бы благочестивыми средствами. И тут вспоминается высказывание одного религиозного мыслителя 19-го века Серена Кьеркегора: «Религия может стать ширмой, за которой мы прячемся от Бога».
Апостол Павел в десятой главе послания к римлянам призывает читателей отказаться от такого способа мышления. Проповедник Божий указывает на необходимость совмещения искренней веры сердца и исполнения заповедей Божиих — «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». От Господа нельзя откупиться, ему не нужны бездушные обряды. И Он не хочет, чтобы мы прятались за ширмой магической религиозности. Каждого человека Он просит не замыкаться на временном, материальном, но помнить о задачах более возвышенных и благородных. Главная из которых — через веру в Сына Божьего наполнить жизнь благодатью Небесной, открыть для себя Царство Господне, ставшее доступным благодаря Иисус Христу и реализовать принципы евангельской святости в повседневной жизни.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер