Рим., 103 зач., X, 1-10.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Двадцатый век стал временем возникновения так называемого карго-культа. Речь — о новой форме язычества, возникшей на островах Тихого океана в ходе Второй мировой войны. Американское командование поддерживало провизией собственные войска и туземное население, сбрасывая грузы на парашютах. Коренные обитатели островов считали, что падавшие с неба ящики с продуктами и одеждой, являются дарами богов. И очень расстроились, когда однажды эти дары перестали поступать.
Туземцы посчитали, что они прогневали небесных покровителей. Поэтому островитяне забросили прежние религиозные традиции и ввели новые. Они стали возводить из пальмовых веток макеты самолетов и диспетчерских вышек. Поклоняться им, молясь о ниспослании продуктов и одежды. Туземцы имитировали поведение американских военнослужащих и даже рисовали у себя на животах и спинах надпись USA, считая её священной. Конечно же, подобные действия результатов не принесли.
При разговоре о карго-культе мы имеем дело с очевидной путаницей, возникшей в сознании коренных тихоокеанцев. Они оказались не способны отличить главное от второстепенного, не смогли осознать, что было истинной причиной появления на островах одежды и продуктов. Над поведением туземцев можно сколько угодно потешаться, но, на самом деле, подобное магическое мышление не является редкостью. И его с лёгкостью можно обнаружить и в окружающей нас реальности. Достаточно посмотреть, например, на то, сколько рекламы услуг экстрасенсов присутствует на просторах интернета и прочих средств массовой информации.
Прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к римлянам также посвящён теме ограниченного и по факту магического сознания. Апостол с сожалением говорит о неприятии древним Израилем учения Спасителя. Для ветхозаветных иудеев нормы закона Моисея оказались самодостаточны — их щепетильное исполнение воспринималось как гарантированный способ получения от Бога обещанных милостей. Павел указывает на неправоту подобного мышления и прямо пишет следующее: «конец (то есть цель) закона — Христос». Заповеди Моисея, как и вся ветхозаветная традиция, были только инструментом подготовки избранного народа к принятию Спасителя. Но, к сожалению, средство оказалось в данном случае важнее цели.
Нечто подобное можно наблюдать и сегодня в поведении некоторых прихожан и даже священнослужителей, убеждённых в том, что совершение ритуальных действий без искренней веры и благочестивой жизни могут принести желаемый и даже гарантированный результат. Бывает, что человек, пришедший в храм из-за какой-то беды, не ищет причин случившегося в собственной жизни, а спрашивает — к какой иконе лучше поставить свечку? Сколько денег пожертвовать, чтобы неприятности прекратились? Вместо желания найти Бога и примириться с Ним, мы обнаруживаем стремление отделаться от Бога как бы благочестивыми средствами. И тут вспоминается высказывание одного религиозного мыслителя 19-го века Серена Кьеркегора: «Религия может стать ширмой, за которой мы прячемся от Бога».
Апостол Павел в десятой главе послания к римлянам призывает читателей отказаться от такого способа мышления. Проповедник Божий указывает на необходимость совмещения искренней веры сердца и исполнения заповедей Божиих — «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». От Господа нельзя откупиться, ему не нужны бездушные обряды. И Он не хочет, чтобы мы прятались за ширмой магической религиозности. Каждого человека Он просит не замыкаться на временном, материальном, но помнить о задачах более возвышенных и благородных. Главная из которых — через веру в Сына Божьего наполнить жизнь благодатью Небесной, открыть для себя Царство Господне, ставшее доступным благодаря Иисус Христу и реализовать принципы евангельской святости в повседневной жизни.
«Не спешу»
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема