Рим., 92 зач., VI, 11-17.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди церковных таинств есть два таинства, которые в своих текстах очень близки к только что услышанным нами словам апостола Павла из Послания к Римлянам. Речь идёт о таинстве крещения и о монашеском постриге. В таинстве крещения священник молится о крещаемом такими словами: «Дабы стать ему соединённым и сопричастным смерти и воскресению Христа, Бога нашего, Господу помолимся». Далее в чинопоследовании таинства эта мысль повторяется ещё раз: «Дабы сделавшись в крещении причастным подобию смерти Твоей, станет он и общником воскресения». Нечто подобное мы видим и в чинопоследовании монашеского пострига, в нём также постоянно идёт речь о смерти, но, конечно, не в физическом смысле, а смерти для какого-либо греха. Все христиане в силу крещения призваны к тому, чтобы быть, как написал апостол Павел, быть «мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этом смысле монашество не приносит что-то новое, оно лишь повторяет и усугубляет крещальные обеты, и через видимые символы — специфическую монашескую одежду — призывает человека к тому же самому, к чему призывал римских христиан апостол Павел.
Обращает на себя внимание то, что свой призыв апостол Павел не подкрепляет советами, которые содержали бы перечень конкретных действий, его призыв находится исключительно в интеллектуальной плоскости: «почитайте себя мёртвыми для греха». Но что сделать для того, чтобы почитать себя таковыми? Все мы из опыта крещения знаем, что само по себе крещение не способно кого-либо удержать от греха, то же самое могут сказать о себе и монахи — монашество, несмотря на все свои внешние вспомогательные средства, тоже автоматически не помогает в достижении праведности, к которой все мы призваны. Апостол Павел прекрасно понимал, что внешними средствами можно лишь ограничить проявления греха, но невозможно его устранить: даже если человек на деле не совершает ничего такого, что тревожило бы его совесть и шло вразрез с законом Божиим, он вполне может согрешать своими помышлениями, он может быть, к примеру, исполнен гордости и тщеславия, он может быть одержим нечистыми мыслями, всё это не подпадает под ограничения закона Ветхого Завета, но противно евангельскому духу. Поэтому совет апостола Павла сводится к тому, чтобы каждый христианин не мыслил себя самого как некий автономный субъект со своей собственной волей, апостол призывает нас осознавать самих себя как одушевлённые орудия Божии: «Представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности». На практике же это означает отказ от самого себя, и постоянный поиск ответа на вопрос о том, что именно ждёт от нас в эту минуту и в этой ситуации Бог. На этот вопрос дать правильный ответ возможно лишь в том случае, если человек постоянно поддерживает себя молитвой и церковными таинствами, если его ум погружён в слова Нового Завета, и если через эти действия он укрепился в осознании несовершенства собственной человеческой воли, а также в абсолютном приоритете воли иной, благой и всесовершенной — воли Божией.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди