
Рим., 92 зач., VI, 11-17.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди церковных таинств есть два таинства, которые в своих текстах очень близки к только что услышанным нами словам апостола Павла из Послания к Римлянам. Речь идёт о таинстве крещения и о монашеском постриге. В таинстве крещения священник молится о крещаемом такими словами: «Дабы стать ему соединённым и сопричастным смерти и воскресению Христа, Бога нашего, Господу помолимся». Далее в чинопоследовании таинства эта мысль повторяется ещё раз: «Дабы сделавшись в крещении причастным подобию смерти Твоей, станет он и общником воскресения». Нечто подобное мы видим и в чинопоследовании монашеского пострига, в нём также постоянно идёт речь о смерти, но, конечно, не в физическом смысле, а смерти для какого-либо греха. Все христиане в силу крещения призваны к тому, чтобы быть, как написал апостол Павел, быть «мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этом смысле монашество не приносит что-то новое, оно лишь повторяет и усугубляет крещальные обеты, и через видимые символы — специфическую монашескую одежду — призывает человека к тому же самому, к чему призывал римских христиан апостол Павел.
Обращает на себя внимание то, что свой призыв апостол Павел не подкрепляет советами, которые содержали бы перечень конкретных действий, его призыв находится исключительно в интеллектуальной плоскости: «почитайте себя мёртвыми для греха». Но что сделать для того, чтобы почитать себя таковыми? Все мы из опыта крещения знаем, что само по себе крещение не способно кого-либо удержать от греха, то же самое могут сказать о себе и монахи — монашество, несмотря на все свои внешние вспомогательные средства, тоже автоматически не помогает в достижении праведности, к которой все мы призваны. Апостол Павел прекрасно понимал, что внешними средствами можно лишь ограничить проявления греха, но невозможно его устранить: даже если человек на деле не совершает ничего такого, что тревожило бы его совесть и шло вразрез с законом Божиим, он вполне может согрешать своими помышлениями, он может быть, к примеру, исполнен гордости и тщеславия, он может быть одержим нечистыми мыслями, всё это не подпадает под ограничения закона Ветхого Завета, но противно евангельскому духу. Поэтому совет апостола Павла сводится к тому, чтобы каждый христианин не мыслил себя самого как некий автономный субъект со своей собственной волей, апостол призывает нас осознавать самих себя как одушевлённые орудия Божии: «Представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности». На практике же это означает отказ от самого себя, и постоянный поиск ответа на вопрос о том, что именно ждёт от нас в эту минуту и в этой ситуации Бог. На этот вопрос дать правильный ответ возможно лишь в том случае, если человек постоянно поддерживает себя молитвой и церковными таинствами, если его ум погружён в слова Нового Завета, и если через эти действия он укрепился в осознании несовершенства собственной человеческой воли, а также в абсолютном приоритете воли иной, благой и всесовершенной — воли Божией.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема