Рим., 85 зач., III, 28 — IV, 3.
Глава 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В очередной раз апостол Павел обращается к своей излюбленной теме соотношения веры и дел закона. Его главная мысль предельна ясна: делами закона спастись невозможно. Спасает человека вера во Христа. О чём именно идёт речь?
Необходимо понимать, что, говоря о делах закона, апостол Павел подразумевает ветхозаветные ритуальные практики. По мысли иудеев, именно их скрупулёзное исполнение гарантировало человеку милость Божию, и он мог надеяться на спасение. Поэтому и появилось фарисейство, мощное движение в рамках иудаизма, участники которого своей основной целью видели дотошное изучение закона Моисея и его применение в разнообразных жизненных ситуациях. Сам текст, который написал Моисей, не очень большой. Это первые пять книг Ветхого Завета, большая часть которых посвящена описанию исторических событий прошлого. Сама законодательная часть составляет не более сорока процентов этих писаний и может поместиться менее, чем на пятидесяти страницах. Однако именно благодаря постоянному комментированию того, как можно применить эти древние нормы в современной ситуации, возник Талмуд, огромный сборник, в котором можно найти правила поведения правоверного иудея практически на всякий случай жизни. Это глобальная инструкция ритуального благочестия. Нечто подобное мы можем встретить в древнерусском Домострое, который является лишь слабым аналогом этого текста. И вот апостол Павел утверждает, что даже если ты будешь исполнять эти инструкции последовательно и полно, они тебя не спасут.
Спасает исключительно живая вера в Бога, в ответ на которую Господь даёт человеку Свою благодать, открывает Ему Царство Небесное. Яркий пример — разбойник на кресте. Очевидно, что он не был благочестивым человеком. Более того, он был прямым нарушителем ритуального закона. Однако лишь за свое покаяние, за то, что искренне от всего сердца уверовал во Христа, обратился к Нему с молитвенной просьбой, Господь пообещал ему, что он будет с Богом в раю.
При этом Павел не отрицает роль добродетели и нравственности в деле спасения. Дело в том, что истинная вера всегда сопровождается изменением образа жизни. Она предполагает, что человек начинает жить по закону Небесного Царства, который есть не закон ритуального устава, но закон жертвенной любви. Другими словами, истинно верующий не может не действовать во благо окружающих. Сам его образ мысли и жизни предполагает непрестанное доброделание. Иначе он и не способен себя вести. Поэтому и говорит апостол Иаков, что «вера без дел мертва есть». Если человек называет себя верующим, посещает храм, соблюдает церковный устав и другие формальные правила и нормы, носит одежду определённого покроя, использует в своей речи слова и выражения, характерные для церковной литературы, а окружающим плохо рядом с ним, они просто задыхаются от его благочестия, что-то не так с его верой. Это больше похоже на ролевую игру, нежели на христианство. Такой верой можно и придушить человека, как, например, душила ей своих домашних Арина Петровна из романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Итак, необходимо понимать, что, говоря о делах закона, которые противостоят спасительной вере, апостол подразумевает не всякие добрые дела, а именно ритуальные практики, формальное благочестие, на которое надеялись люди, чтобы заработать себе место рядом с Богом. Их духовная жизнь таким образом превращалась в рынок, где шла постоянная торговля. Где они пытались произвести на Бога впечатление и подороже себя продать. Под верой же апостол Павел понимает спасительную благодать, ту руку, которую Господь протягивал людям в ответ на их раскаяние и готовность жить иначе. Подобная вера непременно имеет своим следствием добродетель, которая выражается в исполнении Евангельских заповедей о жертвенной любви по отношению ко всем тем, кто нас окружает.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!