Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

Рим., 85 зач., III, 28 — IV, 3.

Глава 3.

28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Глава 4.

Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В очередной раз апостол Павел обращается к своей излюбленной теме соотношения веры и дел закона. Его главная мысль предельна ясна: делами закона спастись невозможно. Спасает человека вера во Христа. О чём именно идёт речь?

Необходимо понимать, что, говоря о делах закона, апостол Павел подразумевает ветхозаветные ритуальные практики. По мысли иудеев, именно их скрупулёзное исполнение гарантировало человеку милость Божию, и он мог надеяться на спасение. Поэтому и появилось фарисейство, мощное движение в рамках иудаизма, участники которого своей основной целью видели дотошное изучение закона Моисея и его применение в разнообразных жизненных ситуациях. Сам текст, который написал Моисей, не очень большой. Это первые пять книг Ветхого Завета, большая часть которых посвящена описанию исторических событий прошлого. Сама законодательная часть составляет не более сорока процентов этих писаний и может поместиться менее, чем на пятидесяти страницах. Однако именно благодаря постоянному комментированию того, как можно применить эти древние нормы в современной ситуации, возник Талмуд, огромный сборник, в котором можно найти правила поведения правоверного иудея практически на всякий случай жизни. Это глобальная инструкция ритуального благочестия. Нечто подобное мы можем встретить в древнерусском Домострое, который является лишь слабым аналогом этого текста. И вот апостол Павел утверждает, что даже если ты будешь исполнять эти инструкции последовательно и полно, они тебя не спасут.

Спасает исключительно живая вера в Бога, в ответ на которую Господь даёт человеку Свою благодать, открывает Ему Царство Небесное. Яркий пример — разбойник на кресте. Очевидно, что он не был благочестивым человеком. Более того, он был прямым нарушителем ритуального закона. Однако лишь за свое покаяние, за то, что искренне от всего сердца уверовал во Христа, обратился к Нему с молитвенной просьбой, Господь пообещал ему, что он будет с Богом в раю.

При этом Павел не отрицает роль добродетели и нравственности в деле спасения. Дело в том, что истинная вера всегда сопровождается изменением образа жизни. Она предполагает, что человек начинает жить по закону Небесного Царства, который есть не закон ритуального устава, но закон жертвенной любви. Другими словами, истинно верующий не может не действовать во благо окружающих. Сам его образ мысли и жизни предполагает непрестанное доброделание. Иначе он и не способен себя вести. Поэтому и говорит апостол Иаков, что «вера без дел мертва есть». Если человек называет себя верующим, посещает храм, соблюдает церковный устав и другие формальные правила и нормы, носит одежду определённого покроя, использует в своей речи слова и выражения, характерные для церковной литературы, а окружающим плохо рядом с ним, они просто задыхаются от его благочестия, что-то не так с его верой. Это больше похоже на ролевую игру, нежели на христианство. Такой верой можно и придушить человека, как, например, душила ей своих домашних Арина Петровна из романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Итак, необходимо понимать, что, говоря о делах закона, которые противостоят спасительной вере, апостол подразумевает не всякие добрые дела, а именно ритуальные практики, формальное благочестие, на которое надеялись люди, чтобы заработать себе место рядом с Богом. Их духовная жизнь таким образом превращалась в рынок, где шла постоянная торговля. Где они пытались произвести на Бога впечатление и подороже себя продать. Под верой же апостол Павел понимает спасительную благодать, ту руку, которую Господь протягивал людям в ответ на их раскаяние и готовность жить иначе. Подобная вера непременно имеет своим следствием добродетель, которая выражается в исполнении Евангельских заповедей о жертвенной любви по отношению ко всем тем, кто нас окружает.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем