
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел предостерегает христиан, пришедших в Церковь из языческой веры, от прежнего образа жизни. Для многих существовал большой соблазн считать себя христианином и в то же время вести себя так, как до принятия Крещения. Для того, чтобы не быть голословным, апостол перечисляет те пороки, которые были распространены среди язычников. Беда в том, что эти страсти были не просто популярны в языческой среде, но в том, что большинство людей так привыкло с ними жить, что они считались абсолютно естественными и нормальными. Порой эти недостатки даже занимали место добродетелей и всячески поощрялись. Яркий пример — сфера половых отношений в древнем мире, область, в которой господствовала совершенная разнузданность. Это же касалось и межличностных отношений. Такие понятия, как честь и достоинство, не имели ничего общего с их христианским пониманием. Их содержанием были не преданность, верность и жертвенность, но в первую очередь гордыня и высокомерие, следствием чего были вероломство, коварство и жестокость. Увы, такова реальность безбожного существования. Нередко чёрное считается белым, а белое — чёрным. Там, где в жизни нет высокого смысла, который выходит за её пределы, где нет живого общения с Творцом, человек всегда стремится пустить корни и всячески закрепиться здесь, на земле. Скрыто или явно в нём живёт жажда взять от жизни всё, получить по максимуму. И если он этого не получает, то ощущает свою неполноценность, дискомфорт и внутренне страдает.
Апостол знает, что эта заземлённость сознания продолжает жить в человеке и тогда, когда он приходит в Церковь. Да, тот, кто принял Крещение, назвал уже зло злом, а добро добром. Но это всего лишь первый шаг. Всего лишь начало пути. Да, сознание изменилось. Но ведь привычки никуда не уходят. С ними необходимо работать. И апостол прекрасно понимает, что надеяться лишь на действие Божественной благодати не стоит. Господь спасает нас не без нас. Верующему необходимо приложить и собственные усилия, чтобы избавиться от тех греховных навыков, которые долгое время формировались в прошлой жизни. Поэтому жизнь в Церкви — это целенаправленный методичный труд по изживанию из себя ветхого человека. То место, где жил греховный навык, должно быть очищено и заполнено противоположной добродетелью. Там, где была похоть, должно быть целомудрие, где была ярость, должно быть милосердие, где было вероломство, должна быть преданность. И так далее.
Всё это напрямую касается всякого из нас. Ведь духовная жизнь человека чем-то напоминает эскалатор, который движется вниз. Мы можем ускорить этот темп, идти по ходу движения. То есть всячески потакать своим страстям, культивировать грех. Тогда внизу мы окажемся намного быстрее. Мы можем просто стоять и ничего не делать. Плыть по течению. То есть дать волю действовать нашей немощной природе, которая под влиянием окружающих обстоятельств потихоньку заставит нас стремиться всячески избежать страданий и тянуться к разного рода удовольствиям. Но итог, как и в первом случае, — нас всё равно затащит в подвал. А можем вместо этого собраться, приложить усилия и побежать вверх, против движения. Ухватиться за Того, Кто протягивает нам руку сверху. Ухватиться и подтянуться, приложив для этого максимум усилий. Чтобы этот эскалатор жизни не утащил нас вниз, в темноту, и мы вместо этого увидели свет и радость Небесного Царства.
28 августа. О Поместном Соборе 1917 года

Сегодня 28 августа. В этот день в 1917 году в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Церкви.
О его решениях — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О Псково-Печерском монастыре

Сегодня 28 августа. В этот день в 1473 году был основан Псково-Печерский монастырь.
Об истории монастыря — священник Августин Соколовски.
Память об основании монастыря, совершаемая в праздник Успения Пресвятой Богородицы, — «это благодать на благодать», как пишет евангелист Иоанн. Малое празднование основания монастыря в великий праздник Успения подобно чудотворной книге, написанной Творцом и Спасителем в мировой истории, в Церкви и в душах людей, посвятивших себя Господу Иисусу в подвижничестве.
За всю свою историю монастырь никогда не закрывался. Силы зла всегда находили способы противостоять монастырям, каждый раз под разными предлогами. Так, в Византии это были иконоборцы, в Европе нового времени — идеология Просвещения, а в новейшее время — секуляризация.
Поэтому сохранение монастыря — великий благодатный дар. Во второй половине XX века монастырь стал подлинным местом проявления святости, пророческого служения старцев.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О духовном смысле праздника

Сегодня 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Максим Горожанкин.
В проповеди на Успение Божией Матери митрополит Московский Макарий Булгаков пишет так: «Торжествует и весь мир, горний и дольний. Горний встречает Ту, которой доселе только издали дивился, которая соделалась честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим, а отныне соделается Царицей неба и земли. Дольний провожает Её с радостнейшим упованием, что „во успении“ Своём Она не оставит „мира“ земного, напротив, вознесшись на небеса, получит ещё большую возможность видеть наши нужды, слышать наши молитвы, и большее дерзновение и силу ходатайствовать пред Своим Сыном и Богом о всех земнородных».
В этом и состоит духовный смысл праздника Успения Божией Матери. Пресвятая Богородица восходит от земли на небо, и мы, верующие люди, каждый раз восклицая «Пресвятая Богородица, спаси нас», знаем и верим, что Преблагословенная Владычица услышит, поможет и ответит на наши молитвы и на наши упования.
Все выпуски программы Актуальная тема