Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел предостерегает христиан, пришедших в Церковь из языческой веры, от прежнего образа жизни. Для многих существовал большой соблазн считать себя христианином и в то же время вести себя так, как до принятия Крещения. Для того, чтобы не быть голословным, апостол перечисляет те пороки, которые были распространены среди язычников. Беда в том, что эти страсти были не просто популярны в языческой среде, но в том, что большинство людей так привыкло с ними жить, что они считались абсолютно естественными и нормальными. Порой эти недостатки даже занимали место добродетелей и всячески поощрялись. Яркий пример — сфера половых отношений в древнем мире, область, в которой господствовала совершенная разнузданность. Это же касалось и межличностных отношений. Такие понятия, как честь и достоинство, не имели ничего общего с их христианским пониманием. Их содержанием были не преданность, верность и жертвенность, но в первую очередь гордыня и высокомерие, следствием чего были вероломство, коварство и жестокость. Увы, такова реальность безбожного существования. Нередко чёрное считается белым, а белое — чёрным. Там, где в жизни нет высокого смысла, который выходит за её пределы, где нет живого общения с Творцом, человек всегда стремится пустить корни и всячески закрепиться здесь, на земле. Скрыто или явно в нём живёт жажда взять от жизни всё, получить по максимуму. И если он этого не получает, то ощущает свою неполноценность, дискомфорт и внутренне страдает.
Апостол знает, что эта заземлённость сознания продолжает жить в человеке и тогда, когда он приходит в Церковь. Да, тот, кто принял Крещение, назвал уже зло злом, а добро добром. Но это всего лишь первый шаг. Всего лишь начало пути. Да, сознание изменилось. Но ведь привычки никуда не уходят. С ними необходимо работать. И апостол прекрасно понимает, что надеяться лишь на действие Божественной благодати не стоит. Господь спасает нас не без нас. Верующему необходимо приложить и собственные усилия, чтобы избавиться от тех греховных навыков, которые долгое время формировались в прошлой жизни. Поэтому жизнь в Церкви — это целенаправленный методичный труд по изживанию из себя ветхого человека. То место, где жил греховный навык, должно быть очищено и заполнено противоположной добродетелью. Там, где была похоть, должно быть целомудрие, где была ярость, должно быть милосердие, где было вероломство, должна быть преданность. И так далее.
Всё это напрямую касается всякого из нас. Ведь духовная жизнь человека чем-то напоминает эскалатор, который движется вниз. Мы можем ускорить этот темп, идти по ходу движения. То есть всячески потакать своим страстям, культивировать грех. Тогда внизу мы окажемся намного быстрее. Мы можем просто стоять и ничего не делать. Плыть по течению. То есть дать волю действовать нашей немощной природе, которая под влиянием окружающих обстоятельств потихоньку заставит нас стремиться всячески избежать страданий и тянуться к разного рода удовольствиям. Но итог, как и в первом случае, — нас всё равно затащит в подвал. А можем вместо этого собраться, приложить усилия и побежать вверх, против движения. Ухватиться за Того, Кто протягивает нам руку сверху. Ухватиться и подтянуться, приложив для этого максимум усилий. Чтобы этот эскалатор жизни не утащил нас вниз, в темноту, и мы вместо этого увидели свет и радость Небесного Царства.
Пловец во благо
Эту историю напечатали многие российские СМИ, а я услышала от знакомой спортсменки.
Ультрамарафонец Антон Лосев начал заниматься плаванием в 15 лет, довольно поздно по меркам детского спорта: именно тогда в его родном городке в Казахстане построили бассейн. А через два года он переехал в Москву, уже имея разряд кандидата в мастера спорта.
В столице юноша хотел вернуться в профессиональный спорт, но продолжить занятия не удалось. За годы учёбы в Университете нефти и газа имени Губкина он изредка участвовал в соревнованиях по плаванию в составе команды вуза. А десятилетие спустя познакомился в фитнес-клубе со спортсменом-любителем. «Сергей Субботин плавал по 10–15 километров на открытой воде — меня поразили такие длинные дистанции», — вспоминает Лосев. В 2019 году он тоже пришёл в любительский спорт.
Вначале были беговые полумарафоны и соревнования по плаванию, потом — знакомство с триатлоном и даже участие в Айронмэн — однодневной гонке из трёх дистанций: заплыва, велосипедного заезда и забега. В общей сложности триатлон Железный человек (так переводится с английского его название) составляет 226 километров и считается одним из самых сложных соревнований в мире! Тогда же наш герой стал участником проекта благотворительного фонда «Синдром любви» под названием «Атлет во благо». «Я понял, что хочу совмещать любимое занятие с добрыми делами, а подопечными стали дети с синдромом Дауна», — объясняет Антон.
В 2022 году в рамках проекта «Атлет во благо» Лосев дважды пересёк Финский залив: от Санкт-Петербурга до Кронштадта, что на острове Котлин, и обратно. Расстояние между этими городами 25 километров — на такой марафонский заплыв решаются немногие спортсмены! Антон преодолел 50-километровую дистанцию за 18 часов 43 минуты, стал рекордсменом и собрал 30 тысяч рублей для больных детей.
А летом 2024-го наш герой побил и этот рекорд: проплыл 75 километров, став первым покорителем такой дистанции в Финском заливе! Почти 150 тысяч рублей, собранные за 28 часов заплыва, он передал фонду «Больше чем можешь» — его сотрудники делают спорт доступным для всех, независимо от физического состояния.
«Я хотел привлечь внимание к людям с ограничениями, которые порой не могут сделать даже шаг, но достигают личных побед», — объясняет Антон Лосев. И всё задуманное получилось, ведь любительский спорт подарил ему не только рекорды, но и возможность помогать особенным детям!
Все выпуски программы Живут такие люди
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема