
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 85 зач., III, 28 — IV, 3.
Глава 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Услышав сегодняшнее чтение многие могут задуматься над тем, каким образом проблематика, к которой обращается апостол Павел, может быть важна и полезна для современного человека? Он упоминает Бога, иудеев и язычников, говорит о делах закона и об оправдании верой... Но что все это говорит современному человеку? Не оказывается ли эта информация для него совершенно лишней и ничего незначащей? Иногда, особенно в молодости, человеку может казаться, что истина открывается только в научных журналах, а все остальное безнадежно устарело и должно интересовать лишь историков мысли. Но стоит нам посмотреть на древние тексты, мы увидим, что архетипы человеческого поведения остаются практически неизменными.
Итак, любой человек, который сталкивался с религией, знает, что она начинается с правил поведения. Ты приходишь в храм и тебе говорят как в нем надо себя вести. В этом нет ничего удивительного, то же самое происходит в любом другом месте, в театре, магазине или детском парке. Везде есть свои правила и своя культура поведения. Человек так устроен и без предсказуемых стереотипов поведения ему живется не очень комфортно. Однако религиозные правила отличаются от многих других тем, что они воспринимаются как абсолютные, происходящие во всей своей полноте от Самого Бога и значит обязательные к исполнению. Для кого-то они становятся обузой, но очень многие прекрасно себя среди них чувствуют, воспринимая их как способ и инструмент, который позволяет выстроить с небесным понятные и предсказуемые отношения, а также добиться поставленных целей.
Иудейский закон, о котором мы слышим в сегодняшнем чтении, для многих был именно таким инструментом. С его помощью отношения с Богом становились понятными и предсказуемыми, соблюдаешь закон — Бог к тебе благоволит, не соблюдаешь — наказывает. А дальше, тем, кто обладал знанием закона стало казаться, что без этого способа отношения в Богом попросту невозможны. Подобный подход характерен не только для иудеев, современные христиане порой ведут себя точно так же. Совершенно очевидно, что любые отношения всегда предполагают какую-то форму, но есть опасность чрезмерно сконцентрироваться на форме отношений и совершенно забыть о том, с кем собираешься общаться. Иначе говоря, в общении можно полюбить себя, и практически забыть того, с кем общаешься.
Обращаясь к своим читателям, апостол призывает их задуматься о том, было ли что-то до закона? И что же все-таки лежит в основе богообщения. Чтобы для них все стало совсем очевидно, он приводит в пример историю праотца Авраама, которого они все знали.
Что лежало в основе общения Бога и Авраама, закон или вера? Ответ очевиден — вера? Способны ли к вере только иудеи или язычники тоже могут поверить? Очевидно, поверить могут.
Что же, говорит апостол, неужели этим доказывается ненужность закона? Конечно, нет. Этим лишь указывается его истинное место. Он был способом воспитания, человека, но мог стать преградой, если свою способность жить по закону человек начинал ценить больше Того, к кому этот закон вел. Указывая закону его достойное место, Апостол напоминает, что в отношениях с Богом есть главное и второстепенное. Главное — вера, как личная связь, если она есть, Бог поможет ей обрести правильные формы, если же ее нет, даже самые правильные формы могут остаться совершенно бесплодными и об этом никак нельзя забывать.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема