Рим., 85 зач., III, 28 — IV, 3.
Глава 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Услышав сегодняшнее чтение многие могут задуматься над тем, каким образом проблематика, к которой обращается апостол Павел, может быть важна и полезна для современного человека? Он упоминает Бога, иудеев и язычников, говорит о делах закона и об оправдании верой... Но что все это говорит современному человеку? Не оказывается ли эта информация для него совершенно лишней и ничего незначащей? Иногда, особенно в молодости, человеку может казаться, что истина открывается только в научных журналах, а все остальное безнадежно устарело и должно интересовать лишь историков мысли. Но стоит нам посмотреть на древние тексты, мы увидим, что архетипы человеческого поведения остаются практически неизменными.
Итак, любой человек, который сталкивался с религией, знает, что она начинается с правил поведения. Ты приходишь в храм и тебе говорят как в нем надо себя вести. В этом нет ничего удивительного, то же самое происходит в любом другом месте, в театре, магазине или детском парке. Везде есть свои правила и своя культура поведения. Человек так устроен и без предсказуемых стереотипов поведения ему живется не очень комфортно. Однако религиозные правила отличаются от многих других тем, что они воспринимаются как абсолютные, происходящие во всей своей полноте от Самого Бога и значит обязательные к исполнению. Для кого-то они становятся обузой, но очень многие прекрасно себя среди них чувствуют, воспринимая их как способ и инструмент, который позволяет выстроить с небесным понятные и предсказуемые отношения, а также добиться поставленных целей.
Иудейский закон, о котором мы слышим в сегодняшнем чтении, для многих был именно таким инструментом. С его помощью отношения с Богом становились понятными и предсказуемыми, соблюдаешь закон — Бог к тебе благоволит, не соблюдаешь — наказывает. А дальше, тем, кто обладал знанием закона стало казаться, что без этого способа отношения в Богом попросту невозможны. Подобный подход характерен не только для иудеев, современные христиане порой ведут себя точно так же. Совершенно очевидно, что любые отношения всегда предполагают какую-то форму, но есть опасность чрезмерно сконцентрироваться на форме отношений и совершенно забыть о том, с кем собираешься общаться. Иначе говоря, в общении можно полюбить себя, и практически забыть того, с кем общаешься.
Обращаясь к своим читателям, апостол призывает их задуматься о том, было ли что-то до закона? И что же все-таки лежит в основе богообщения. Чтобы для них все стало совсем очевидно, он приводит в пример историю праотца Авраама, которого они все знали.
Что лежало в основе общения Бога и Авраама, закон или вера? Ответ очевиден — вера? Способны ли к вере только иудеи или язычники тоже могут поверить? Очевидно, поверить могут.
Что же, говорит апостол, неужели этим доказывается ненужность закона? Конечно, нет. Этим лишь указывается его истинное место. Он был способом воспитания, человека, но мог стать преградой, если свою способность жить по закону человек начинал ценить больше Того, к кому этот закон вел. Указывая закону его достойное место, Апостол напоминает, что в отношениях с Богом есть главное и второстепенное. Главное — вера, как личная связь, если она есть, Бог поможет ей обрести правильные формы, если же ее нет, даже самые правильные формы могут остаться совершенно бесплодными и об этом никак нельзя забывать.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница