
ГЛАВА 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
ГЛАВА 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христианство возникло в эпоху поздней античности — время заката греко-римской цивилизации, которая к моменту Рождества Спасителя почти исчерпала свои культурные и религиозные ресурсы. Все меньшее количество жителей Римской империи верило в существование античных богов, а мифы о них воспринимало как обычные сказки. Разочарованные в своих идолах граждане Рима стремились найти какое-либо утешение. Чаще всего они желали заполнить душевную пустоту, предаваясь различным порокам и греховным удовольствиям. Впрочем, они не могли заглушить тревогу в душе при мысли о смерти. Пришествие Спасителя вдохнуло жизнь в умиравшую греко-римскую цивилизацию, наполнило ее новым содержанием. Главную роль в проповеди христианства язычникам сыграли ученики Спасителя, святые апостолы. Путешествуя по городам империи, они рассказывал их жителям об учении Христа, Его смерти на кресте и чудесном воскресении из мертвых. Некоторые апостолы в дополнение к устной проповеди составляли послания, адресованные или конкретным лицам, или целым христианским общинам. К примеру, апостол Павел в 58 году направил обширное послание христианам Рима. В этом послании он объясняет бывшим язычникам основы учения Христа, а также показывает, насколько христианство превосходит все прочие религии. Отрывок из послания апостола Павла к римлянам читается сегодня утром во время богослужения.
Христианство на протяжении всей своей истории постоянно подчеркивает близость Бога к людям. Сын Божий Иисус Христос спустился с небес, принял человеческое естество и принес Себя в жертву за всех людей. Умерев на кресте, Христос воскрес на третий день и затем вознесся на Небо. Православная Церковь верит, что Спаситель воскрес в теле и в теле взошел на Небеса. Таким образом, человеческое естество через Христа теперь освящено присутствием в Царстве Божием. На практике данное обстоятельство имеет чрезвычайно существенное значение. В лице Спасителя мы видим преодоление разрыва между миром Божественным и миром человеческим. Уверовавший во Христа получает возможность преодолеть пустоту бытия, которая толкала язычников времен апостола Павла на совершение множества греховных поступков. Эти люди следовали иллюзии, что порочные услады помогут им познать глубины бытия. Но вот незадача — нельзя потушить огонь бензином. Единственным средством заглушить сосущую пустоту является благодать Божия. И ничего более. А благодать приходит лишь к тому, кто своей жизнью откликается на её призыв. В сегодняшнем чтении апостол Павел говорит также и о суде Господнем. И вновь мы видим, как ломаются привычные нам шаблоны. Христианство далеко от того, чтобы мыслить Бога как далекого и безликого повелителя Вселенной. Суд в понимании апостола Павла это суд отвергнутой любви. Однажды те, кто отверг заповеди Божии, поймут, что тем самым они отказались от самой совершенной Любви. И от такой утраты им будет очень горько. Вывод прост. Нужно стремиться жить в соответствии с волей Божией, которая состоит в делании добра и милости. И тогда внутри мы почувствует отблеск Царства Божия. А значит ощутим истинную полноту жизни в Боге и с Богом.
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема