Рим., 119 зач., XV, 30-33.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться сохранять сосредоточенность, спокойствие и трезвомыслие в непростой жизненной ситуации? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15 главы послания апостола Павла к Римлянам, которое читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,
31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым,
32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.
33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Апостол Павел был очень хорошо знаком иерусалимским иудеям. Ведь некогда он был одним из них. И не просто рядовым членом общины. Но довольно высокопоставленным чиновником. А если быть точным, инквизитором. При этом мы знаем из книги Деяний, что разрешение преследовать христиан он сам выпрашивал у синедриона. Это была его собственная инициатива. И в правительстве она находила поддержку. Это лишний раз свидетельствует о том, что Павел был не последним человеком среди религиозной элиты иудеев. Его знали, к его мнению прислушивались, он имел влияние в самых высоких кругах.
И вот из только что прозвучавшего отрывка мы узнаем, что апостол намеревается вернуться в Иерусалим после долгого отсутствия. Напомним, что к этому времени Павел уже христианин. В глазах своих бывших коллег он предатель, еретик, богохульник. Окажись он у них в руках, они поступили бы с ним так же безжалостно и жестоко, как и он сам некогда поступал с христианами. А учитывая тот факт, что обманул Павел не просто соседей по улице, но самых влиятельных людей в столице, у которых везде свои глаза и уши, это возмездие становилось просто неизбежным.
Из письма Павла к христианам Рима становится очевидным, что он прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. Он ясно видит, какая опасность ему грозит. При этом в его словах не ощущается неконтролируемого страха, но нет в них и того эмоционального возбуждения, которое побуждает фанатика-энтузиаста искать встречи со своими врагами, чтобы ценой собственной жизни доказать им свою правоту. Павел сохраняет спокойствие и трезвомыслие. Видно, что ему неприятно то напряжение, которое возникло вокруг его персоны. Возможно, он испытывает тревогу и душевный дискомфорт. Однако при этом он понимает, что дело должно делаться. И он должен исполнять своё служение несмотря ни на что.
А потому он и просит римскую общину помолиться за него. Чтобы Господь избавил Павла от неприятных встреч, если есть на то Его святая воля. И это не признак малодушия или трусости. Это свидетельство трезвомыслия апостола, который привык в своём служении следовать мудрому принципу: на крест не просятся, но и с креста не бегают.
И для нас эта стратегия поведения может стать определяющей во всех наших делах. Как хочется иногда ввязаться в потасовку, доказать свою правоту. Или, наоборот, иногда страшно так, что трясутся поджилки, а язык прилипает к нёбу. Хочется бежать без оглядки и прятаться. Сегодня своим поведением апостол показывает нам: если не хотим всю свою жизнь мотаться на эмоциональных качелях между подобными крайностями, важно организовать свою повседневную деятельность так, чтобы во всех моих делах отчетливо прослеживалось поступательное движение к конкретной цели. А какая цель может быть у христианина? Очевидно — это исполнение заповеди о служении тем, кто нас окружает, ради Христа и Его Евангелия. Лишь в этом случае Сам Господь даст нам силы хранить сосредоточенность, спокойствие и трезвомыслие в любой, даже самой непростой жизненной ситуации.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер