
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из нас всегда бывает доволен решениями начальства? Думаю, всем знакомо чувство смущения, а иной раз и возмущения, поступками, которые кажутся неправильными. Нам, какую бы ступень в обществе мы ни занимали, свойственно думать, что нам виднее и мы знаем лучше. Дети именно так рассуждают о родителях, подчинённые о руководстве, даже болельщики на стадионе уверены, что они лучше знают, как играть, чем тренер и игроки. Иногда люди подобным образом рассуждают о Боге, жалуются Ему и предъявляют претензии... могут говорить, что Он неправ в отношениях с ними. Как же Бог отвечает на подобные претензии и как нам, людям, вести себя после Его ответа — об этом рассуждает апостол Павел в отрывке из 11-й главы послания к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения давайте его послушаем.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
В одном из древних собраний житий святых есть такая история. К одному известному старцу пришёл послушник. Он добирался очень долго, и вот оказалось, что чуть раньше к старцу пришёл один знатный человек. Старец очень долго с ним беседовал. Он посвятил ему столько времени, что послушник, который ждал встречи, уже собрался возвращаться, решив, что перед ним не духоносный старец, а обычный человекоугодник, который, как и все, бедными и простыми пренебрегает, а на богатых и властных готов потратить время. В свою очередь старец, увидев, что послушник собрался уходить, обратился к нему с такими словами: «Брат пусть тебя не смущает, что я посвятил этому богачу больше времени. Его духовное состояние гораздо хуже твоего. И как врач посвящает тяжелобольному больше времени, чем тому, чья болезнь легче, так я вынужден больше времени посвятить ему». Надо сказать, что ощущения, которые испытывал этот послушник, очень похожи на ощущения иудеев, как их описывает апостол Павел в сегодняшнем чтении. Так, пророк Илия переживал за дело Божее на земле, видя, что всё приходит в упадок. Но Бог подбодрил его и утешил, призвав не унывать, потому что остаток верных сохранился.
За столетия пребывания в Завете иудеи привыкли, что они единственный и любимый Богом народ. Когда они услышали, что апостолы проповедуют язычникам, они восприняли это с эгоизмом и ревностью, так что не приняли Христа и отпали от замысла Божьего. Понимая это, апостол сетует на отпадение иудеев, хотя и высказывает уверенность в том, что это отпадение происходит не навсегда. Он тоже был иудеем и ему тоже сначала не нравилась христианская проповедь, но он не унывает и доверяет Богу, как призван был доверять пророк Илия. Вслед за ними и мы, глядя на происходящее в мире, можем возмущаться и спрашивать Бога о причинах неверия многих людей и падения нравов... Но вместе с пророком и апостолом, нам стоит прислушаться к Божьему ответу и не отчаиваться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема