
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием человека на пути к Богу и Царству Небесному? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Идея, которую в только что прозвучавшем отрывке сообщает нам апостол Павел, — это одна из фундаментальных истин христианской веры. Суть её в следующем: «как из-за греха Адама все люди потеряли единство с Богом, так и через подвиг Иисуса Христа каждый из нас имеет возможность вернуться в тесное общение с Творцом». В основе мысли Павла лежит важная духовная закономерность, согласно которой человеческий род — это единый организм. Нарушил заповедь Адам, однако последствия его поступка тяжким бременем легли на каждого из нас. Не потому, что мы лично виновны в преступлении. Но потому, что от осинки не родятся апельсинки. По естественному закону мы наследовали от прародителей склонность ко греху. В чём же проявляется эта склонность?
Каждый из нас на самом глубинном уровне своего существа одержим двумя страхами: страхом потерять своё и страхом не получить желаемого. Эти страхи превращает всякого человека в потребителя. Вместо того, чтобы отдавать, он гребёт под себя. Каждый это делает на своём уровне. В разных ситуациях по-разному. Бывает осознанно, бывает неосознанно. Бывает в открытую, а бывает, прикрываясь высокими и благородными лозунгами. Мы потребляем вещи, эмоции, людей. Внутри нас словно работает без остановки огромный пылесос. Мы становимся одержимы идеями и состояниями. Поэтому наша душа словно усадьба гоголевского Плюшкина забита всяким барахлом. Там очень мало света и Бога. А где нет Бога, там в итоге мрак, пустота и смерть. И это состояние мы передаём дальше по эстафете как окружающим нас людям, так и, конечно же, своим детям. Подобным образом смерть распространяется от каждого из нас концентрическими кругами как в пространстве, так и во времени. И чем дальше, тем больше, подобно лавине. Мы страдаем, но не знаем, как самостоятельно выйти из этой колеи.
Христос пришёл именно для того, чтобы остановить этот снежный ком. Своей проповедью и жизнью Он показал, как можно жить, не потребляя и не нагребая под себя, но отдавая. Более того, Он дал нам силы идти навстречу своему патологическому страху потерять, упустить, лишится и не успеть. Евангельские заповеди именно об этом. Это о том, как отпускать своё ради исполнения воли Бога и ради другого человека. Это о том, как раз за разом шагать навстречу своим эгоистичным фобиям, которые шепчут, что, если ты будешь жить по воле Творца, тебе обязательно сядут на шею, будут вытирать о тебя ноги, ты станешь терпилой, а в итоге превратишься в дырку от бублика. Оказывается, эта пустота небытия, которой нас пугает наша больная самость, иллюзорна. Если доверимся Богу и ежедневно будем находить в себе силы во всякой ситуации со всяким человеком делать шаг в эту неизвестность, в этот страх стать никем, то вскоре обнаружим, что наши боязни — это всего лишь ширма, это дверь, за которой нас ждёт Господь и где открывается широта и простор скрытого в нас самих Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 августа. О помощи святых

20 августа, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил утреню в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря.
На проповеди после богослужения Святейший патриарх говорил о помощи святых в нашей жизни.
Духовные силы человека безграничны. Ну правда, можно себе представить: вот в этом месте, в этом климате, как преподобные отцы накладывали на себя подвиг и постничество, и уединение, и всё то, без чего современный человек и жить не может. От всего они отказывались. Отказывались для того, чтобы быть ближе к Богу. И ведь так оно и происходило.
Вот этот подвиг жизненный, эта аскеза, это воздержание, эта углублённая молитва настолько приближали их к Господу, что все внешние обстоятельства, и суровый климат, и, конечно, ограниченность в пище, и многие другие жизненные стеснения не имели силы и власти над преподобными. Их пример — это свидетельство того, что дух сильнее плоти.
Только для того, чтобы так было, дух-то наш нужно воспитывать. Мы больше всего о плоти своей беспокоимся: о том, что есть, что пить, во что одеться, где жить. А вот дух оставляем часто в небрежении.
А что значит воспитывать дух? Это в первую очередь следовать Божьим заповедям и церковным предписаниям. Все эти предписания, они связаны ведь не просто с традицией, с историей, с культурой. Они проистекают из огромного духовного опыта святых угодников Божьих, начиная с самых первых лет христианской цивилизации.
Вот эта сила духовная, которая передаётся из поколения в поколение через святых, должна и каждому из нас помогать в трудных обстоятельствах. А как помогать? Через молитву. Обращаясь к святым, мы как бы замыкаем связь, цепь с ними. Мы призываем их быть нашими помощниками, нашими учителями, нашими защитниками. И искренняя молитва, обращённая к святым, усиливает наши духовные и физические силы.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 августа. О Николо-Угрешском монастыре

Сегодня 22 августа. В этот день в 1380 году благоверный князем Димитрием Донским основан Николо-Угрешский монастырь.
Об этой обители рассказывает священник Николай Конюхов.
Произошло чудо — князь Дмитрий Донской увидел икону Николая Чудотворца перед решающей битвой, и сказано, что «Угреша» — его сердце, то есть согрелось его сердце надеждой и любовью вот этого великого святителя. Что у него всё получится, что превосходящие силы орды будут разбиты. И так оно и получилось, и в благодарность, и в воспоминание этого события он основал Николо-Угрешский монастырь.
Потрясающая обитель, которая до сих пор радует всех людей, которые туда приезжают. Помимо того, что древние красивые храмы очень молитвенные — такое очень стройное богослужение, строгая монашеская жизнь в сочетании с гостеприимством ко всем паломникам, которые туда приходят.
А ещё там есть свой питомник, то есть буквально достаточно большая территория, где находится множество разных животных. Поэтому, у кого есть дети и кто не просто хочет в зоопарке через клетку посмотреть, а непосредственно вот так вот рядышком прогуляться, даже потрогать оленей или кроликов, или ещё кого-то, то милости просим.
Вы можете прийти в монастырь и помолиться, и заодно для детей такая удивительная возможность пообщаться с друзьями нашими меньшими.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 августа. О Соловецких святых

Сегодня 22 августа. Собор Соловецких святых.
О святых, чья жизнь связана с Соловецкой обителью — священник Августин Соколовски.
Собор Соловецких святых насчитывает более 50 подвижников, прославленных Церковью и просиявших в лике преподобных и святителей. От первоначальников и основателей Зосимы, Савватия и Германа в XV веке, святого митрополита Московского Филиппа в XVI веке и последующих поколений святости.
Соловецкий монастырь — это особая территория святых. Святая гора, как сказали бы в древней Византии, история которой раскрывалась в различных этапах: от появления первых отцов пустынников до рассвета при святом Филиппе и дальнейшего развития вплоть до трагического закрытия при большевиках и превращения территории обители в лагерь.
Празднование в честь новомучеников и исповедников Соловецких литургически совершается отдельно, но конечно же, и древние, и новые святые Соловецкие вместе предстоят Богу в небесном ходатайстве.
Жития и поучения многих Соловецких святых описаны в Соловецком патерике. Признаюсь, что более 30 лет назад это была одна из первых духовных книг, которые я сподобился прочитать перед поступлением в Московскую духовную семинарию.
Все выпуски программы Актуальная тема