Рим., 89 зач., V, 10-16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием человека на пути к Богу и Царству Небесному? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Идея, которую в только что прозвучавшем отрывке сообщает нам апостол Павел, — это одна из фундаментальных истин христианской веры. Суть её в следующем: «как из-за греха Адама все люди потеряли единство с Богом, так и через подвиг Иисуса Христа каждый из нас имеет возможность вернуться в тесное общение с Творцом». В основе мысли Павла лежит важная духовная закономерность, согласно которой человеческий род — это единый организм. Нарушил заповедь Адам, однако последствия его поступка тяжким бременем легли на каждого из нас. Не потому, что мы лично виновны в преступлении. Но потому, что от осинки не родятся апельсинки. По естественному закону мы наследовали от прародителей склонность ко греху. В чём же проявляется эта склонность?
Каждый из нас на самом глубинном уровне своего существа одержим двумя страхами: страхом потерять своё и страхом не получить желаемого. Эти страхи превращает всякого человека в потребителя. Вместо того, чтобы отдавать, он гребёт под себя. Каждый это делает на своём уровне. В разных ситуациях по-разному. Бывает осознанно, бывает неосознанно. Бывает в открытую, а бывает, прикрываясь высокими и благородными лозунгами. Мы потребляем вещи, эмоции, людей. Внутри нас словно работает без остановки огромный пылесос. Мы становимся одержимы идеями и состояниями. Поэтому наша душа словно усадьба гоголевского Плюшкина забита всяким барахлом. Там очень мало света и Бога. А где нет Бога, там в итоге мрак, пустота и смерть. И это состояние мы передаём дальше по эстафете как окружающим нас людям, так и, конечно же, своим детям. Подобным образом смерть распространяется от каждого из нас концентрическими кругами как в пространстве, так и во времени. И чем дальше, тем больше, подобно лавине. Мы страдаем, но не знаем, как самостоятельно выйти из этой колеи.
Христос пришёл именно для того, чтобы остановить этот снежный ком. Своей проповедью и жизнью Он показал, как можно жить, не потребляя и не нагребая под себя, но отдавая. Более того, Он дал нам силы идти навстречу своему патологическому страху потерять, упустить, лишится и не успеть. Евангельские заповеди именно об этом. Это о том, как отпускать своё ради исполнения воли Бога и ради другого человека. Это о том, как раз за разом шагать навстречу своим эгоистичным фобиям, которые шепчут, что, если ты будешь жить по воле Творца, тебе обязательно сядут на шею, будут вытирать о тебя ноги, ты станешь терпилой, а в итоге превратишься в дырку от бублика. Оказывается, эта пустота небытия, которой нас пугает наша больная самость, иллюзорна. Если доверимся Богу и ежедневно будем находить в себе силы во всякой ситуации со всяким человеком делать шаг в эту неизвестность, в этот страх стать никем, то вскоре обнаружим, что наши боязни — это всего лишь ширма, это дверь, за которой нас ждёт Господь и где открывается широта и простор скрытого в нас самих Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Однажды, во время посещения монастырей святой горы Афон, мне посчастливилось несколько дней пожить в Великой Лавре — основанной преподобным Афанасием Афонским в 10-м веке. Каково же было моё изумление, когда в древней трапезной, изысканно расписанной фресками, я вдруг увидел целую галерею — не поверите! — языческих философов! Они были рядом с ветхозаветными пророками, написаны в одном стиле, очень красиво, с любовью — правда, без нимбов. Каким образом эти мыслители попали в один из самых строгих афонских монастырей — мы поймём, послушав отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который сегодня читается в православных храмах за богослужением.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Обращаясь к общине Рима, которая состояла как из бывших иудеев, так и из язычников, апостол Павел разрешает глубоко сидевшую у многих этическую проблему: как примирить нахождение в единой Церкви Христа тех, кто всю жизнь был верен Истинному Богу — и тех, кто об этом Боге не имел ни малейшего представления? Как можно за одну парту посадить первоклашку, не умеющего ни писать, ни читать — и ученика выпускного класса? А ведь именно так себя и воспринимали иудеи — духовной элитой, Самим Богом избранным народом, который на порядок выше любых других народов.
Апостол предлагает посмотреть на эту ситуацию вполне в русле греко-римской традиции: внутри любого человека — вне зависимости от его религиозной принадлежности — есть «естественный закон», определённые принципы и правила, которые не навязаны ему извне, но близки, понятны, органичны. Нарушая эти законы, человек прежде всего предаёт сам себя, причиняет боль и зло самому себе. Обратим внимание: греческое слово «закон» — «Номос» — имеет исходно два варианта ударения: «νόμος», приобретшее в конечном счёте значение закона, первоначально означало обычай, привычку, обыкновение, порядок в распределении земель; а «νομός» — надел, пастбище, поле, достававшиеся по определённому распределению. Другими словами, это то, что принадлежит по праву, что является своим. Νομός — состояние общины, позже — любого человека, который состоялся, стал само-стоятелен. Поэтому «автономность» правильнее переводить не как «сам-себе-закон», а именно как «самостоятельность».
Закон — не есть нечто «противоестественное»: да, у каждого внутри — свой закон, свои принципы и установки — но поскольку человеческая природа едина, то и эти «закончики» очень и очень близки. Но эти законы — не абсолютны: как и в обычном законодательстве, есть закон — а есть «правоприменительная практика», есть «истолкование» — которое нередко может буквально перевернуть смысл самого закона. Таким «толковником» у нас выступает наш ум — который зачастую оказывается заложником подпорченного сердца и становится вынужден находить всякие «лазейки», чтобы как можно убедительнее «перетолковать» принципы — неудобные, мешающие исполнению нашей воли.
Именно здесь и пролегает граница между Богодухновенной и естественной религиями: истинная вера помогает своим авторитетом не поддаться соблазну «перетолкования», поскольку внеположена по отношению к человеку, её источник — не сам человек, а Бог. А вот языческая вера, не имея абсолютной опоры на Единого и Истинного Бога, напротив, допускает безграничное число этих «толкований». Заметим, что в этом множестве не может не быть, в том числе, и правильных, верных — очень схожих с теми утверждениями, которые имели место в религии Откровения.
Вот почему, дорогие друзья, так важно в жизни иметь опору на Божественные Писания — которые всегда помогут нам не поддаваться соблазну слишком сильно поверить в наши собственные «перетолкования», а всё же оставаться достаточно близко к изначальным, исходным смыслам Божественного Закона — только который и позволяет человеку состояться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Второе воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется память Всех святых и Рождество Иоанна Крестителя, а также о днях памяти Тихвинской иконы Богородицы, святых благоверных князей Петра и Февронии, первоверховных апостолов Петра и Павла и собора 12-ти апостолов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Психопатия, врожденные расстройства личности». Наталья Инина
У нас в студии была христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о том, что скрывается за термином «психопатия», как врожденные особенности и расстройства личности влияют на духовную жизнь и как выстраивать отношения с таким человеком.
Ведущие: Анна Леонтьева, Елена Писарева
Все выпуски программы Вера и психология