
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «покорность» сегодня у многих вызывает аллергию. Быть покорным — это склонять голову и подчиняться, а мы, следуя известному в 20-е годы прошлого столетия лозунгу, — не рабы, и склоняться ни перед кем не собираемся. В то же время нам приходится подчиняться, например, руководству, но мы всеми силами стараемся показать, что делаем это свободно и за своё достоинство готовы бороться. Но как христианство воспринимает покорность? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
Первая часть сегодняшнего чтения – это введение, в котором апостол Павел говорит о том, что Бог дал ему благодать, для того чтобы он покорял народы вере. Когда современный человек слышит слово «покорность» или «послушание» в нём всё бунтует, потому что вся современная цивилизация построена на идее самостоятельности человека, в которой он всё время сам решает, кем хочет быть и как хочет себя вести. Но если мы задумаемся о послушании или покорности всерьёз, мы поймём, что они могут быть как минимум двух видов. Первый вид – это послушание, которое связано с подчинением своей воли, мнению или решению другого человека. Например, родители могу настаивать на выборе профессии или вуза, выборе спутника или спутницы жизни. Сложность подобного послушания в том, что нередко желание родителей обусловлено не только их опытом или мудростью, но и личными склонностями и вкусами. Второй вид послушания – это послушание воле другого, обусловленное объективными законами, зависящими не от каприза или вкуса, но от самого устройства мира. Когда родитель требует от ребёнка избрать ту или иную профессию, нас это смущает, потому что мы считаем, что профессию человек может выбирать сам, главное, чтобы его деятельность была полезной. Но если родитель учит ребенка правилам дорожного движения, мы не возмущаемся, потому что правила одни и выбор в этой сфере – это не выбор между двумя хорошими вариантами, но выбор между жизнью и смертью.
Так вот, когда мы говорим о вере, мы говорим о правильных отношениях с Богом. Примечательно, что апостол не говорит «я иду покорять вас себе или кому-нибудь ещё из людей». Он призывает нас быть послушными вере, подразумевая послушание Богу. Но какое это послушание? Ссылаясь на волю Божию, апостол призывает нас быть послушными не потому, что это его каприз или прихоть, но потому что эта воля лежит в основе мироздания. Покориться вере – это не просто выбрать один из вариантов, как будто бы добро и зло – это нечто равнозначное. Он говорит, что добро — это жизнь, а зло – это смерть, и покориться вере – это выбрать счастье и благословение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 декабря. О поучениях святого Порфирия Кавсокаливита

Сегодня 2 декабря. День памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита, жившего в двадцатом веке.
О поучениях святого Порфирия — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит оставил богатое наследие духовных наставлений, многие из которых были собраны и опубликованы его учеником, архимандритом Ефремом. И вот поучение из его произведений.
О любви к Богу преподобный Порфирий пишет: «Мы любим Господа, потому что Он любит нас. Его бесконечная любовь к нам заставляет наши души воспламеняться божественным огнём».
Действительно, в сердцевине христианского мировоззрения лежит не человеческое стремление, а божественное откровение. И преподобный указывает на эту тайну, говоря, что мы любим Господа не по собственному произволению, но потому, что Он прежде возлюбил нас. Наша любовь — это всегда ответ, отзвук в душе на бесконечную любовь, которая излилась на нас от Творца.
Она подобна тихому ручью, который начинает журчать, согретый лучами солнца, не создаёт своего тепла, но лишь отражает свет, дарованный ему свыше. Эта божественная любовь не есть нечто отвлечённое. Апостол Иоанн провозглашает её сущностью самого Бога, говоря: «Бог есть любовь». И эта любовь была явлена миру в действии столь великом, что навсегда изменила отношение между Творцом и творением. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О духовном смысле праздника Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии

Сегодня 2 декабря. Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии.
О духовном смысле праздника — протоиерей Владимир Кашлюк.
Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии — это особое торжество в жизни Православной Церкви Благословенной Тавриды, посвящённое прославлению тех, кто пострадал за веру в Крыму в XX веке.
Это прежде всего священнослужители, монашествующие и миряне, которые в годы гонений на Церковь не отреклись от Христа, претерпели мучения, тюрьмы, ссылки, а многие и приняли мученическую смерть. Их исповедничество — это свидетельство непоколебимой веры и стойкости.
Крым имеет свою уникальную историю, и именно здесь многие верующие столкнулись с жестокими преследованиями. Поэтому Собор святых объединяет память о подвигах тех, кто жил и служил на этой земле, а также отдаёт дань уважения и памяти тем, кто своей жизнью и смертью явил примеры христианской любви и верности. Их подвиг напоминает нам о ценности веры и о том, что даже в самые тяжелые времена можно остаться верным и преданным Богу. Этот Собор — живое свидетельство того, что вера в Бога неистребима, и что подвиг исповедников и мучеников продолжает жить в памяти Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О почитании и истории Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»

Сегодня 2 декабря. День памяти Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
О почитании и истории иконы — протоиерей Илья Кочуров.
Множество из этих икон являются чудотворными и почитаемыми. Связано это с тем, что Пресвятая Богородица является Ходатаицей за род христианский. И Она, незримо нам помогая, зримым образом присутствует для нас в этих образах. Мы как бы можем взирать на пречистый лик Пресвятой Богородицы.
Икона «В скорбях и печалях Утешение» ведёт свою историю со Святой горы Афон. Она была келейной иконой первого настоятеля и создателя русского Андреевского скита, иеросхимонаха Виссариона.
В Россию эта икона попала благодаря тому, что иеромонах Паисий отправился для сбора средств и, приехав в город Вятку, отправился в небольшой уездный городок Слободской. И там, в Христорождественском женском монастыре, произошло первое чудо. Ну, по крайней мере, первое чудо, зафиксированное. Исцеление 18-летнего сына одного из местных священников.
Известно, что от этой иконы происходило очень большое количество исцелений. И в связи с этим почитание её распространилось, ну, наверное, на всю территорию России. И мы можем видеть литографии XIX, конца XIX, начала XX века и списки этой иконы. Таким образом, мы видим, что Пресвятая Богородица даже через, казалось бы, незначительные маленькие образы, которые стояли где-то в келье чьей-то, Пресвятая Богородица всё равно показывает нам Свою милость, Свою защиту, Свою помощь. А мы, конечно, будем прибегать к ней всегда с упованием и надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема











