Рим., 110 зач., XII, 6-14.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы хорошо знаем, что качество продуктов или услуг может быть разным. Мы с радостью выбираем хорошее и избегаем плохого. Но может ли быть разным качество религиозной жизни? И если да, как поступать правильно? Каковы главные критерии? На этот вопрос прекрасно отвечает апостол Павел в отрывке из 12 главы послания к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Отрывок, который мы сейчас услышали, начинается с рассуждений апостола о дарах, которыми обладают христиане. Не только иерархия: епископы, священники и диаконы, но все члены Церкви. Дары у всех разные, но они даны каждому для того, чтобы мы каждый по-своему, в своей форме и мере служили общему благу. Кто-то получает дар возглавления общины, кто-то учительства, кто-то социального служения или утешения страдающих...
Конечно, мы можем не служить и относиться ко всем потребительски, но в таком случае возникает вопрос: точно ли мы ученики Того, Кто пришёл, чтобы послужить спасению всего мира?
Однако дело не только в том, чтобы служить, но и в том, чтобы делать это правильно. Любое дело можно превратить в формальность и обязаловку. Все будут ходить строем, участвовать в проектах, жертвовать средства, но подлинной любви в этом не будет. И вот тут лукавый мир ловит нас с помощью одной модной современной идеи. Человеку, который понимает, что у него не получается служить идеально, вдруг приходит мысль: если я не могу идеально, лучше не делать никак. Разве Богу нужно дело, сделанное на половину, разве в этом случае служение не будет лицемерием? Лучше уж честно признаюсь, что не могу быть христианином и не буду им. Выглядит всё это как искренняя и правильная позиция, хотя на самом деле ничего правильного в ней нет.
Между формализмом и расцерковлением есть третий путь. Он заключается в том, чтобы согласиться с тем, что ты сам не можешь сделать всего идеально, но потом вспомнить, что речь не только о личных усилиях, но о даре благодати. Дело не в том, чтобы стать идеальным, но в том, чтобы вместе с Богом потрудиться над собой.
И буквально первой задачей, о которой говорит апостол, рассказав о духовных дарах, оказывается искренняя любовь. Апостол так и пишет: любовь ваша да будет непритворна. И уж тут голос ложной искренности звучит ещё громче. Разве любить можно из-под палки? Любовь или есть, и она непритворная, или её нет. Но как можно сказать, что она должна быть той или другой?
Правильно, если речь идёт о влюблённости, то она действительно случается с человеком, её нельзя в себе породить. Но если речь идёт о любви как состоянии воли, то желать блага и счастья другому мы можем и стремиться к тому, чтобы быть в этом искренними, тоже вполне способны. Главное помнить две вещи: во-первых, на этом пути мы не одиноки и проходим его вместе с Богом и, во-вторых, Господь не требует от нас чего-то совершенно сверхъестественного, но только того, на что мы действительно способны. Например, отвращаться от зла, отказываться от того, чтобы его совершать, и, напротив, укореняться в добре. Стараться внимательно и уважительно относиться к нуждам других, усердно и терпеливо молиться, и не отвечать злом на зло, но, напротив, стремиться к благу ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.