Рим., 110 зач., XII, 6-14.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы хорошо знаем, что качество продуктов или услуг может быть разным. Мы с радостью выбираем хорошее и избегаем плохого. Но может ли быть разным качество религиозной жизни? И если да, как поступать правильно? Каковы главные критерии? На этот вопрос прекрасно отвечает апостол Павел в отрывке из 12 главы послания к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Отрывок, который мы сейчас услышали, начинается с рассуждений апостола о дарах, которыми обладают христиане. Не только иерархия: епископы, священники и диаконы, но все члены Церкви. Дары у всех разные, но они даны каждому для того, чтобы мы каждый по-своему, в своей форме и мере служили общему благу. Кто-то получает дар возглавления общины, кто-то учительства, кто-то социального служения или утешения страдающих...
Конечно, мы можем не служить и относиться ко всем потребительски, но в таком случае возникает вопрос: точно ли мы ученики Того, Кто пришёл, чтобы послужить спасению всего мира?
Однако дело не только в том, чтобы служить, но и в том, чтобы делать это правильно. Любое дело можно превратить в формальность и обязаловку. Все будут ходить строем, участвовать в проектах, жертвовать средства, но подлинной любви в этом не будет. И вот тут лукавый мир ловит нас с помощью одной модной современной идеи. Человеку, который понимает, что у него не получается служить идеально, вдруг приходит мысль: если я не могу идеально, лучше не делать никак. Разве Богу нужно дело, сделанное на половину, разве в этом случае служение не будет лицемерием? Лучше уж честно признаюсь, что не могу быть христианином и не буду им. Выглядит всё это как искренняя и правильная позиция, хотя на самом деле ничего правильного в ней нет.
Между формализмом и расцерковлением есть третий путь. Он заключается в том, чтобы согласиться с тем, что ты сам не можешь сделать всего идеально, но потом вспомнить, что речь не только о личных усилиях, но о даре благодати. Дело не в том, чтобы стать идеальным, но в том, чтобы вместе с Богом потрудиться над собой.
И буквально первой задачей, о которой говорит апостол, рассказав о духовных дарах, оказывается искренняя любовь. Апостол так и пишет: любовь ваша да будет непритворна. И уж тут голос ложной искренности звучит ещё громче. Разве любить можно из-под палки? Любовь или есть, и она непритворная, или её нет. Но как можно сказать, что она должна быть той или другой?
Правильно, если речь идёт о влюблённости, то она действительно случается с человеком, её нельзя в себе породить. Но если речь идёт о любви как состоянии воли, то желать блага и счастья другому мы можем и стремиться к тому, чтобы быть в этом искренними, тоже вполне способны. Главное помнить две вещи: во-первых, на этом пути мы не одиноки и проходим его вместе с Богом и, во-вторых, Господь не требует от нас чего-то совершенно сверхъестественного, но только того, на что мы действительно способны. Например, отвращаться от зла, отказываться от того, чтобы его совершать, и, напротив, укореняться в добре. Стараться внимательно и уважительно относиться к нуждам других, усердно и терпеливо молиться, и не отвечать злом на зло, но, напротив, стремиться к благу ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 110. Богослужебные чтения
Страх Божий — это выражение не раз встречается на страницах Библии. Что оно означает и как его понимать? Ответ на этот вопрос находим в 110-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 110.
1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.
2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.
4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.
6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
8 Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!
10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
«Начало мудрости — страх Господень» — эта идея, которую псалмопевец озвучивает в конце только что прозвучавшего псалма, не один раз встречается в Священном Писании. Многократно она звучит в книге Притчей царя Соломона, а также в книгах Иова и Екклесиасте. Все эти произведения известны как литература мудрости, жанр, который был чрезвычайно популярен на Древнем Востоке.
Обыкновенно в быту под страхом мы подразумеваем эмоцию, которая возникает в ситуации угрозы нашему существованию. В такие минуты мы ощущаем острую тревогу, беспокойство и душевное смятение. Такой страх тесным образом связан с инстинктом самосохранения. Это то, что роднит нас с миром животных.
Страх Божий — иной природы. Это не животный инстинкт. Скорее, это особое воздействие благодати на душу человека. Это чувство восторга и благоговения, которое появляется в нас, когда мы осознаём и ощущаем присутствие Бога в своей жизни и боимся потерять подобное состояние. В таком случае мы предельно внимательны к себе. Ведь любой греховный помысел или поступок — и Дух Божий покинет нас.
Когда человек поддерживает себя в состоянии внутренней бдительности, Бог и даёт ему Свою Мудрость. У человека появляются новые отношения с окружающим миром. Новое восприятие реальности. Оно проявляется в том, что человек во всём начинает видеть проявление славы Божией. Как сегодня говорит псалмопевец: «Де́ло Его́ — сла́ва и красота́, и пра́вда Его́ пребыва́ет вове́к». Весь псалом написан именно в этом благодатном расположении души. Во всём вокруг себя автор усматривает следы Божественного присутствия. И это лишь усиливает в нём чувство восторга и благоговения, которыми и так переполнено его сердце.
Самым тесным образом подобный духовный опыт связан с исполнением заповедей. Поэтому и говорит псалмопевец: «ра́зум ве́рный у всех, исполня́ющих за́поведи Его́». В первую очередь, конечно же, речь идёт о том, что мы должны хранить свою совесть по отношению к людям. То есть стараться всячески послужить им ради Бога. Но не только с людьми мы должны вести себя достойно и предусмотрительно. Преподобный Иоанн Лествичник говорил о том, что свою совесть необходимо хранить и по отношению к живой и неживой природе. Другими словами, исполнение заповедей — это такое взаимодействие с миром, когда мы помним, что всё на этом свете принадлежит Творцу, всё — Его любимое творение, которое требует к себе бережного и заботливого отношения. Именно за такую ежедневную работу Господь и даёт нам Свою благодать. А вместе с ней приходят мудрость и страх Божий, два благодатных дара, на основе которых в нашем сердце начинает возрастать любовь.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В некоторых местах посланий апостола Павла мы можем встретить весьма любопытные рассуждения, которые своей основой имеют недошедшие до нас иудейские предания. Такие отсылки есть и в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 3-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
В 34-й главе библейской книги Исход рассказано о том, как Моисей получил заповеди. Там же содержится и упоминание, что после общения с Богом Моисей существенным образом изменился: «Лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). Это сияние имело духовную природу, но явственным и безоговорочным образом проявляло себя в физическом мире: его видели все, и оно было настолько сильным, что, по свидетельству книги Исход, «Аарон и все сыны Израилевы [...] боялись подойти к нему» (Исх. 34:30). Моисей вынужден был закрывать своё лицо покрывалом, дабы люди могли говорить с ним, когда же Моисей уходил общаться с Богом, то покрывало он снимал.
Апостол Павел, взяв за основу эту историю, написал довольно странные слова: «Моисей [...] полагал покрывало на лицо своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (2Кор. 3:13). Существует предположение, что здесь апостол подразумевал весьма любопытное иудейское предание, повествующее о том, что Моисей держал своё лицо закрытым и тогда, когда оно уже переставало светиться, ведь если бы люди увидели, что Моисей выглядит как обычный человек, то они с пренебрежением отнеслись бы и к заповедям Божиим, данным через Моисея.
Существовало такое предание или же оно лишь предположение — по сути дела неважно, значение имеют два других обстоятельства. Во-первых, моисеевы заповеди действительно имели временный характер, они утратили свою актуальность после Пришествия Христова. Второе же обстоятельство указал апостол Павел: как у Моисея — согласно гипотетическому преданию — лицо оставалось всегда покрытым, так и у современных апостолу Павлу иудеев покрывало оставалось неснятым, они читали Писание и не понимали его смысл, ведь покрывало может снять лишь Христос, и Он же наполняет смыслом Писание.
С Павлом невозможно спорить. Да, Писание свидетельствует о Христе, и об этом говорил Сам Спаситель мира, обращаясь к преследующим Его иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Нужно иметь пелену на глазах или же быть в высшей степени предвзятым, чтобы не увидеть повествование о Христе, проходящее через всё Священное Писание. Но и первое — пелена, и второе — предвзятость — это проявления несвободы, о чём и написал апостол Павел, указав, что свободу дарует нам Христос: «Когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:16–17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как кузнечик проучил тигра

Фото: PxHere
Жил в горах тигр, который называл себя Хозяином гор. Это был страшный зверь: сильный, хитрый, и прожорливый.
Повадился он спускаться в долину и в деревне выискивать лёгкую добычу: то молодого ослика схватит, то поросёнка унесёт. Испугались крестьяне не на шутку: перетаскает тигр весь скот, начнёт ведь и на людей бросаться!
Один храбрый молодой охотник придумал, как избавить односельчан от коварного зверя. Спустился в очередной раз Хозяин гор ночью в залитую лунным светом долину, стал подкрадываться к домам, как вдруг заметил на куче сухого валежника кролика. Тигр грозно ударил хвостом, прыгнул на кролика — и провалился в глубокую яму. Это была охотничья ловушка с чучелом кролика, прикрытая ворохом веток и сухих листьев.
Всю ночь просидел тигр в яме, а наутро увидев наверху человека, стал умолять жалобным голосом:
— Только не убивайте меня! Я обещаю никогда больше не делать людям зла. Выпусти меня из ловушки, и я навсегда забуду дорогу к человеческому жилью.
Поверил тигру молодой охотник и опустил на дно ямы ствол гладкого дерева. Зверь выбрался из ловушки, и, оскалив зубы, прорычал:
— А теперь, человек, прощайся с жизнью! За ночь я очень проголодался. Жаль, что здесь, кроме нас, никого нет. А то тебе всякий бы сказал, что я— самый сильный, ловкий и гораздо хитрее человека.
— Здесь есть я, — вдруг послышался голос кузнечика, которого никто не заметил в густой траве. — Я всё слышал и готов подтвердить твою силу и ловкость, если человек измерит глубину этой ямы, очень занимает меня этот вопрос.
— Можно я сбегаю домой за верёвкой? — обрадовался охотник.
— Нет! — зарычал тигр, — вдруг ты назад не вернешься?
— Тогда ты меня прихлопнешь, — сказал кузнечик. — Посуди сам: стану ли я рисковать жизнью ради незнакомого мне человека?
— Ну, хорошо, — проворчал тигр. — Только пусть он скорее возвращается, я очень проголодался.
Тигр и кузнечик сели под деревом и стали ждать. Но когда через час охотник не вернулся, Хозяин гор в ярости зарычал:
— Ты обманул меня! Теперь от тебя останется мокрое место.
— Позвольте мне сначала взобраться к вам на спину, — попросил кузнечик. — Я посмотрю, не возвращается ли человек.
Он запрыгнул тигру на спину и прострекотал:
— Хозяин гор не может быть таким неблагодарным, злым и коварным. Я видел, что ты обманул человека. Но это вовсе не значит, что ты самый хитрый и ловкий.
Тигр поднялся на задние лапы, чтобы сбросить с себя кузнечика, а тот — прыг! прыг! Прыг — по его спине, потом по хвосту спустился на землю и скрылся в зарослях. Теперь его невозможно было разглядеть в густой траве.
Ведь кузнечик такой зелёный и маленький! Зато справедливый и храбрый: и человека спас, и тигра-обманщика проучил. Будет тому впредь наука!( по мотивам корейской сказки)
Все выпуски программы Пересказки







