
Рим., 110 зач., XII, 6-14.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы хорошо знаем, что качество продуктов или услуг может быть разным. Мы с радостью выбираем хорошее и избегаем плохого. Но может ли быть разным качество религиозной жизни? И если да, как поступать правильно? Каковы главные критерии? На этот вопрос прекрасно отвечает апостол Павел в отрывке из 12 главы послания к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Отрывок, который мы сейчас услышали, начинается с рассуждений апостола о дарах, которыми обладают христиане. Не только иерархия: епископы, священники и диаконы, но все члены Церкви. Дары у всех разные, но они даны каждому для того, чтобы мы каждый по-своему, в своей форме и мере служили общему благу. Кто-то получает дар возглавления общины, кто-то учительства, кто-то социального служения или утешения страдающих...
Конечно, мы можем не служить и относиться ко всем потребительски, но в таком случае возникает вопрос: точно ли мы ученики Того, Кто пришёл, чтобы послужить спасению всего мира?
Однако дело не только в том, чтобы служить, но и в том, чтобы делать это правильно. Любое дело можно превратить в формальность и обязаловку. Все будут ходить строем, участвовать в проектах, жертвовать средства, но подлинной любви в этом не будет. И вот тут лукавый мир ловит нас с помощью одной модной современной идеи. Человеку, который понимает, что у него не получается служить идеально, вдруг приходит мысль: если я не могу идеально, лучше не делать никак. Разве Богу нужно дело, сделанное на половину, разве в этом случае служение не будет лицемерием? Лучше уж честно признаюсь, что не могу быть христианином и не буду им. Выглядит всё это как искренняя и правильная позиция, хотя на самом деле ничего правильного в ней нет.
Между формализмом и расцерковлением есть третий путь. Он заключается в том, чтобы согласиться с тем, что ты сам не можешь сделать всего идеально, но потом вспомнить, что речь не только о личных усилиях, но о даре благодати. Дело не в том, чтобы стать идеальным, но в том, чтобы вместе с Богом потрудиться над собой.
И буквально первой задачей, о которой говорит апостол, рассказав о духовных дарах, оказывается искренняя любовь. Апостол так и пишет: любовь ваша да будет непритворна. И уж тут голос ложной искренности звучит ещё громче. Разве любить можно из-под палки? Любовь или есть, и она непритворная, или её нет. Но как можно сказать, что она должна быть той или другой?
Правильно, если речь идёт о влюблённости, то она действительно случается с человеком, её нельзя в себе породить. Но если речь идёт о любви как состоянии воли, то желать блага и счастья другому мы можем и стремиться к тому, чтобы быть в этом искренними, тоже вполне способны. Главное помнить две вещи: во-первых, на этом пути мы не одиноки и проходим его вместе с Богом и, во-вторых, Господь не требует от нас чего-то совершенно сверхъестественного, но только того, на что мы действительно способны. Например, отвращаться от зла, отказываться от того, чтобы его совершать, и, напротив, укореняться в добре. Стараться внимательно и уважительно относиться к нуждам других, усердно и терпеливо молиться, и не отвечать злом на зло, но, напротив, стремиться к благу ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема