
Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает праздник в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник богослужебным уставом отнесён к разряду великих. Великим он является и по своей сути, ведь Иоанн Предтеча — тот человек, о котором Христос сказал, как о величайшем из всех людей: «Из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Вполне естественно, что христиане не могут спорить с такой характеристикой, прозвучавшей из уст Воплощённого Бога, а потому мы чтим Христова Крестителя и стараемся учиться у него. Сделать это нам помогает Церковь, которая в том числе и через особым образом подобранные отрывки Нового Завета направляет нашу мысль к размышлениям о сути жизненного подвига Иоанна Предтечи. Сегодня в храмах звучит именно такой отрывок, он взят из 13-й и 14-й глав Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Легко заметить, что в этом фрагменте Послания апостола Павла к Римлянам Иоанн Предтеча никак не упоминается. Он не назван, на него нет и намёка. Павел написал эти слова совершенно по иному поводу, и очевидно, что апостол вовсе не думал во время написания об Иоанне, о его жизни, служении и трагической мученической кончине. Павел думал о другом, он хотел донести до своих адресатов довольно незатейливую мысль, которая, конечно же, прекрасно известна всем христианам: не стоит никого осуждать, не стоит и заглядывать в чужую тарелку, допытываясь, кто, что и сколько ест, потому что еда ни о чём не говорит и ничто не определяет, а Бог смотрит не в тарелку, Бог смотрит в душу человека, туда, куда никто, кроме Бога, заглянуть не в состоянии.
Иоанн Предтеча был эталонным аскетом. Он жил в пустыне, почти ничего не ел, много молился, одевался в крайне непритязательную одежду, которую в строгом смысле и одеждой то нельзя назвать, Иоанн, как мы знаем из Евангелия от Матфея, носил нечто, сотканное из невероятно колючей верблюжьей шерсти, позднее подобную одежду начали носить некоторые монахи христианской древности, носили они её на голое тело с тем, чтобы умерщвлять телесные похоти. Вообще, Иоанн Предтеча был, есть и будет образцом для каждого монашествующего. Но слова Христа об Иоанне как о большем среди людей связаны вовсе не с аскетизмом Предтечи, если бы дело было лишь в аскетизме, то Спаситель призывал бы Своих слушателей подражать Иоанну именно в этом, но Христос, говоря об Иоанне, делал акцент на пророческом служении Своего Предтечи. Иоанн был пророком, и как сказал Христос, Иоанн превосходил пророков (см. Лк.7:26). Суть же пророческого служения состоит в возвещении людям воли Божией, а делать это можно очень по-разному. Можно, к примеру, пытаться адаптировать слова Бога к человеческому восприятию, можно пытаться оказывать внутреннее сопротивление Божиим словам, понимая, что, если сказать и сделать так, как повелевает Бог, то есть риск навлечь на себя человеческий гнев и поплатиться жизнью. Иоанн же ничего не боялся, он делал и говорил то, что должен был делать и говорить, и по этой причине был предан смерти.
Апостол Павел, упоминая о пище как о чём-то не самом важном, пытался подтолкнуть своих адресатов к тому же самому: чтобы они начали думать не о второстепенном, а о существенно важном, о том, как быть для других людей проводниками не пищевого регламента, а воли Божией, которая вовсе не сводится к каким бы то ни было ритуальным предписаниям. Иными словами, апостол Павел, не упоминая Предтечу, учил быть такими, каким был больший из всех людей святой Пророк Божий и Креститель Спасов Иоанн.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великий Четверг, и мы вспоминаем Тайную Вечерю — евангельское событие, которое установило таинство евхаристии. Это же самое событие вспоминает и апостол Павел в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 11-й главы Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти апостольские слова и поразмышляем о том, как нам научиться причащаться Тела и Крови Христовых так, чтобы не подвергнуться за это осуждению от Бога.
Глава 11.
23 Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Только что услышанные нами слова апостола Павла, как и вообще все апостольские слова, были написаны по определённому поводу, и в данном случае повод виден из самого текста: в Коринфе сложились довольно странные традиции, некоторые из которых явным образом противоречили сути христианства. Для того, чтобы указать на это противоречие, апостол Павел начал свою речь с упоминания совершения Господом Иисусом Христом Тайной Вечери. Апостол, напомнив прекрасно известные всем христианам евангельские события, напомнил и о той ответственности, которую несут те люди, которые подходят к таинству Тела и Крови Христовых недолжным образом.
Но как именно нужно готовить себя к этому Таинству? Как сделать причащение спасительным? Апостол Павел в своём ответе на эти вопросы сделал акцент на довольно загадочном для современного читателя Послания к Коринфянам словосочетании «рассуждение о Теле Господнем»: «Кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29).
Что означает эта апостольская мысль? Очевидно, что Павел не призывает сидеть и в обыденном смысле рассуждать, то есть говорить, о Теле Господнем. Речь у апостола идёт о том, что Церковь давно сделала правилом, которое известно всем христианам: нельзя относиться к Телу и Крови Христовым как к обычному хлебу и вину, нельзя подходить к Чаше без предварительного испытания своей совести, нельзя причащаться без молитвенной сосредоточенности, в конце концов, нельзя приступать к Таинству, пребывая с кем-либо во вражде. Апостол Павел своими словами предостерегает нас против превращения Таинства Тела и Крови Христовых в привычку, ведь такая опасность действительно есть, и подстерегает она вовсе не тех, кто часто причащается, а тех, кто, причащаясь, не удосуживается сосредоточить свой ум на Теле Господнем.
Если же смотреть на слова апостола Павла чуть шире, то они призывают нас находить время и силы для того, чтобы погружать свой ум в размышления как о Евангелии, так и о церковных таинствах. Без такового погружения ума движение по пути спасения попросту невозможно, без него никакая молитва не сможет достичь своей цели и приблизить нас к Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Операция для студента Максима из Рязани

Максиму Филатову 17 лет, он студент Рязанского колледжа, будущий программист. Молодой человек почти всё время посвящает учёбе. Максим хочет стать профессионалом в выбранной профессии. Ради своей мечты юноша ежедневно преодолевает дискомфорт. Дело в том, что у него серьёзная патология — искривление позвоночника. И когда он сидит за столом или наклоняется над учебником, у него возникают боли. Приходится всё время подбирать положение, в котором можно более-менее нормально заниматься. Но Максим упорно идёт к своей цели, и трудности его не пугают. Однако такая патология сильно сказывается на его здоровье. Специальные корсеты и лечение результатов не дают. Помочь молодому человеку может только операция. Её проведут бесплатно, но материалы для операции — стержни, винты и гайки, которые помогут позвоночнику распрямиться, нужно приобрести самостоятельно. И для семьи Максима — это дорого. Юношу воспитывает один папа, у которого тоже инвалидность.
Семью поддерживает фонд «Помоги спасти жизнь». На сайте проекта открыт сбор для Максима Филатова из Рязани, и вы можете его поддержать.
В декабре 2024 года вместе с вами мы помогли другому подопечному фонда с такой же проблемой, 12-летнему Антону Емельянову. Ему уже провели операцию на позвоночнике. Подросток чувствует себя гораздо лучше и может продолжать развиваться в любимом деле — видеомонтаже.
А сегодня у нас есть возможность совершить доброе дело для студента Максима Филатова. Для этого переходите на сайт фонда «Помоги спасти жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Великой Среды». Священник Андрей Щенников

У нас в студии был настоятель храма священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе в Москве священник Андрей Щенников.
Разговор шел о евангельских событиях, вспоминаемых в Великую среду — о том как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и о предательстве Иуды.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском Патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер