Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает праздник в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник богослужебным уставом отнесён к разряду великих. Великим он является и по своей сути, ведь Иоанн Предтеча — тот человек, о котором Христос сказал, как о величайшем из всех людей: «Из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Вполне естественно, что христиане не могут спорить с такой характеристикой, прозвучавшей из уст Воплощённого Бога, а потому мы чтим Христова Крестителя и стараемся учиться у него. Сделать это нам помогает Церковь, которая в том числе и через особым образом подобранные отрывки Нового Завета направляет нашу мысль к размышлениям о сути жизненного подвига Иоанна Предтечи. Сегодня в храмах звучит именно такой отрывок, он взят из 13-й и 14-й глав Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Легко заметить, что в этом фрагменте Послания апостола Павла к Римлянам Иоанн Предтеча никак не упоминается. Он не назван, на него нет и намёка. Павел написал эти слова совершенно по иному поводу, и очевидно, что апостол вовсе не думал во время написания об Иоанне, о его жизни, служении и трагической мученической кончине. Павел думал о другом, он хотел донести до своих адресатов довольно незатейливую мысль, которая, конечно же, прекрасно известна всем христианам: не стоит никого осуждать, не стоит и заглядывать в чужую тарелку, допытываясь, кто, что и сколько ест, потому что еда ни о чём не говорит и ничто не определяет, а Бог смотрит не в тарелку, Бог смотрит в душу человека, туда, куда никто, кроме Бога, заглянуть не в состоянии.
Иоанн Предтеча был эталонным аскетом. Он жил в пустыне, почти ничего не ел, много молился, одевался в крайне непритязательную одежду, которую в строгом смысле и одеждой то нельзя назвать, Иоанн, как мы знаем из Евангелия от Матфея, носил нечто, сотканное из невероятно колючей верблюжьей шерсти, позднее подобную одежду начали носить некоторые монахи христианской древности, носили они её на голое тело с тем, чтобы умерщвлять телесные похоти. Вообще, Иоанн Предтеча был, есть и будет образцом для каждого монашествующего. Но слова Христа об Иоанне как о большем среди людей связаны вовсе не с аскетизмом Предтечи, если бы дело было лишь в аскетизме, то Спаситель призывал бы Своих слушателей подражать Иоанну именно в этом, но Христос, говоря об Иоанне, делал акцент на пророческом служении Своего Предтечи. Иоанн был пророком, и как сказал Христос, Иоанн превосходил пророков (см. Лк.7:26). Суть же пророческого служения состоит в возвещении людям воли Божией, а делать это можно очень по-разному. Можно, к примеру, пытаться адаптировать слова Бога к человеческому восприятию, можно пытаться оказывать внутреннее сопротивление Божиим словам, понимая, что, если сказать и сделать так, как повелевает Бог, то есть риск навлечь на себя человеческий гнев и поплатиться жизнью. Иоанн же ничего не боялся, он делал и говорил то, что должен был делать и говорить, и по этой причине был предан смерти.
Апостол Павел, упоминая о пище как о чём-то не самом важном, пытался подтолкнуть своих адресатов к тому же самому: чтобы они начали думать не о второстепенном, а о существенно важном, о том, как быть для других людей проводниками не пищевого регламента, а воли Божией, которая вовсе не сводится к каким бы то ни было ритуальным предписаниям. Иными словами, апостол Павел, не упоминая Предтечу, учил быть такими, каким был больший из всех людей святой Пророк Божий и Креститель Спасов Иоанн.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых