
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 118 зач., XV, 17-29.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Каждому человеку иной раз приходится отчитываться в своих действиях и объяснять мотивы своих поступков. Бывает, что мы склонны впадать в раздражение тогда, когда кто-то требует от нас такие отчёты и объяснения, кажется, что за этим стоит подозрительность и недоверие, что, конечно же, не может не беспокоить. Здесь нам на помощь снова приходят Христовы апостолы, которым тоже приходилось держать отчёт в своих действиях. Так, в 15-й главе Послания к Римлянам, апостол Павел объяснил причины, по которым он не мог прийти в Рим. Отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах, давайте послушаем его.
Глава 15.
17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что́ относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,
24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
Для апостола Павла было естественным ставить во главу угла не собственные интересы и желания, а то, что было полезно для дела евангельского благовестия. Так и в случае с его визитом в Рим: Павел написал, что он не мог туда прийти, так как «старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово», а в Риме о Христе уже знали, следовательно, апостолу нечего было там делать. Любопытно, что это обстоятельство Павел называет «препятствием»: «Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам» (Рим. 15:22). Святитель Феофан Затворник немного расширил мысль апостола и передал её такими словами: «Порывался к вам; но в то время, как я собирался удовлетворить моему сильному желанию видеть вас, открывалась новая дверь для проповеди, и я должен был входить в неё, отказываясь от преднамеренного к вам шествия». Здесь мы видим очень чёткую внутреннюю установку: сначала дело Христово, потом всё прочее.
Но было в жизни апостола Павла и ещё кое-что, помимо собственно проповеди: он занимался сбором пожертвований для израильских христиан. Эта задача давалась ему очень непросто, к примеру, в Коринфе христиане подозревали апостола в неблагонадёжности и отнюдь не стремились передавать ему деньги. Да и в целом люди редко бывают склонны расставаться с собственными сбережениями ради помощи каким-то лично им неизвестным беднякам, кроме того, христиане в ту эпоху нуждались не только в Израиле, христиане вообще были из числа не самых обеспеченных людей, и есть свидетельства, что слово «бедные» какое-то время являлось самоназванием христиан.
О сборе в пользу христиан Израиля апостол Павел также упомянул в этом отрывке, и написал, что теперь перед ним стоит задача доставить собранное тем, кто нуждается, вместе с этим апостол напомнил и очень важную истину, которая, к сожалению, не совсем внятно звучит в синодальному переводе, в одном из современных переводов апостольских посланий она выражена значительно ярче: «Если иудейские христиане поделились с язычниками своими духовными благами, язычники, в свою очередь, обязаны помочь им в их земных нуждах». Конечно, стоит помнить, что под «язычниками» Павел подразумевал здесь христиан нееврейского происхождения, то есть тех, кто до крещения был язычником, а не иудеем. Мысль апостола замечательна тем, что в ней заложен крайне важный принцип ответственности за других христиан, вместе с этим в ней содержится идея, что у каждого христианина есть то, чем он мог бы поделиться с нуждающимися: кто-то может дать духовное назидание, кто-то помочь материально, кто-то поддержать словом, а кто-то просто побыть рядом с трудную минуту, а потому нет никого, кто вправе исключить себя из непрерывного процесса помощи другим людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 апреля. О подвиге мученика Крискента

Сегодня 26 апреля. День памяти Мученика Крискента из Мир Ликийских, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его личности и подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда русский человек слышит «Мирликийский», безусловно, у него ассоциация возникает со святителем Николаем. Эта ассоциация не случайна, потому что Мир Ликийский – это небольшой городок. Даже в Ликие это не самый главный город, не самый главный порт. Если б не святитель Николай, никто бы о нём и не узнал. Более того, мученик Крискент, чью память мы сегодня совершаем, это тоже человек, о котором мы знаем благодаря святителю Николаю, потому что именно в древнейших списках жития святителя Николая, в похвалах, которые писал святителю Николаю преподобный Андрей Кридский, мы обязательно встречаем упоминания о почитании мученика Крискента. Если мы откроем его житие, то мы увидим достаточно стандартный текст. Проповедовал Христа, был схвачен на мучение, предложили отречься, не согласился, был убит. Однако за вот этим стандартным гимном мученичеству скрывается реальный человек. Причём, если мы это посмотрим, то этот человек просто по годам жизни. Это современник святителя Николая. Но современник не того святителя Николая, которого мы знаем, великого епископа, который беседует с императором, заступается за генералов, который в силах раздать сокровища людям. А как раз современник и ровесник святителя Николая. Это тот человек, который был рядом с будущим святителем и который его вдохновил служить Христу, который уже наследовал Царствие Небесное. И глядя и почитая которого, святитель Николай стал тем святым, которого мы знаем и любим.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О том, что человек принимает на себя

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О благословении Божьем на всякое доброе дело — священник Алексей Дудин.
Человек — это орудие Божие. Орудие разумное и в силу этого ответственное. Каждый из нас, имея от Бога свободу воли, проявляет свободу воли в нашей жизни. Хорошо, когда человек творит добрые дела. Хорошо, когда веление его сердца, а ведь каждый человек хочет быть добрым и хорошим, в этой жизни успешно реализуется. Но для этого есть необходимые условия. Это условие благословение Божие. Потому что ничто человек не может здесь на земле сотворить доброго только от себя. От себя он только проявляет доброе намерение. А Господь это доброе намерение благословляет и дает возможность ему в жизни воплотиться. Иногда этого не происходит. От чего же? Прежде всего, от того, что человек не просит Бога. Господь сказал «просите и дастся вам». Если человек надеется на себя, если он присваивает себе благодать Святого Духа и Его дары, тогда Господь может не благословить даже доброе дело. Поэтому перед каждым добрым делом нужно призвать благодать Божию и попросить, чтобы Господь поучаствовал в нём и сотворил его ко благу.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О Пасхальной радости

Сегодня 26 апреля. Суббота Светлой седмицы.
О Пасхальной радости — священник Николай Дубинин.
Христос Воскресе, дорогие радиослушатели! Вот и подходит к завершению Светлая Седмица, и мы, наполненные радостью о Христе воскресшем, должны помнить, что эту радость необходимо сохранить на весь год. Потому что одним из качественных состояний жизни христианина должна быть радость. Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что плод духовной жизни это любовь, радость и мир. Вот нам иногда нужно об этом вспоминать и как бы сверять свое внутреннее состояние. Вот сейчас в моей душе царит любовь к ближнему. Есть ли у меня мир со всеми? В радости ли я пребываю, или в уныние или тоске? Пусть радость о Воскресшем Господе, победившем смерть, даровавшему нам жизнь вечную, будет наполнять наши сердца во все дни нашей жизни!
Все выпуски программы Актуальная тема