Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

Рим., 118 зач., XV, 17-29.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Каждому человеку иной раз приходится отчитываться в своих действиях и объяснять мотивы своих поступков. Бывает, что мы склонны впадать в раздражение тогда, когда кто-то требует от нас такие отчёты и объяснения, кажется, что за этим стоит подозрительность и недоверие, что, конечно же, не может не беспокоить. Здесь нам на помощь снова приходят Христовы апостолы, которым тоже приходилось держать отчёт в своих действиях. Так, в 15-й главе Послания к Римлянам, апостол Павел объяснил причины, по которым он не мог прийти в Рим. Отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах, давайте послушаем его.

Глава 15.

17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что́ относится к Богу,

18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,

19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,

21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.

22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.

23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,

24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,

26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.

28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,

29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.

Для апостола Павла было естественным ставить во главу угла не собственные интересы и желания, а то, что было полезно для дела евангельского благовестия. Так и в случае с его визитом в Рим: Павел написал, что он не мог туда прийти, так как «старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово», а в Риме о Христе уже знали, следовательно, апостолу нечего было там делать. Любопытно, что это обстоятельство Павел называет «препятствием»: «Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам» (Рим. 15:22). Святитель Феофан Затворник немного расширил мысль апостола и передал её такими словами: «Порывался к вам; но в то время, как я собирался удовлетворить моему сильному желанию видеть вас, открывалась новая дверь для проповеди, и я должен был входить в неё, отказываясь от преднамеренного к вам шествия». Здесь мы видим очень чёткую внутреннюю установку: сначала дело Христово, потом всё прочее.

Но было в жизни апостола Павла и ещё кое-что, помимо собственно проповеди: он занимался сбором пожертвований для израильских христиан. Эта задача давалась ему очень непросто, к примеру, в Коринфе христиане подозревали апостола в неблагонадёжности и отнюдь не стремились передавать ему деньги. Да и в целом люди редко бывают склонны расставаться с собственными сбережениями ради помощи каким-то лично им неизвестным беднякам, кроме того, христиане в ту эпоху нуждались не только в Израиле, христиане вообще были из числа не самых обеспеченных людей, и есть свидетельства, что слово «бедные» какое-то время являлось самоназванием христиан.

О сборе в пользу христиан Израиля апостол Павел также упомянул в этом отрывке, и написал, что теперь перед ним стоит задача доставить собранное тем, кто нуждается, вместе с этим апостол напомнил и очень важную истину, которая, к сожалению, не совсем внятно звучит в синодальному переводе, в одном из современных переводов апостольских посланий она выражена значительно ярче: «Если иудейские христиане поделились с язычниками своими духовными благами, язычники, в свою очередь, обязаны помочь им в их земных нуждах». Конечно, стоит помнить, что под «язычниками» Павел подразумевал здесь христиан нееврейского происхождения, то есть тех, кто до крещения был язычником, а не иудеем. Мысль апостола замечательна тем, что в ней заложен крайне важный принцип ответственности за других христиан, вместе с этим в ней содержится идея, что у каждого христианина есть то, чем он мог бы поделиться с нуждающимися: кто-то может дать духовное назидание, кто-то помочь материально, кто-то поддержать словом, а кто-то просто побыть рядом с трудную минуту, а потому нет никого, кто вправе исключить себя из непрерывного процесса помощи другим людям.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем