
Рим., 116 зач., XV, 1-7.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как выглядят христиане перед лицом мира?
Во-первых, они ставят себе и окружающим высокую моральную планку. Многие вещи, которые кажутся привычными, называются в христианстве греховными и порицаются. Во-вторых, они сами их нарушают, ссылаясь на то, что все люди грешные и они в том числе.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с удивительных слов. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».
К кому же он обращается? Кого называет сильными? Можно было бы подумать, что апостолам, кто же еще может быть сильным? Но это послание к Римлянам и адресаты его — члены римской христианской общины. Это значит, что сильными апостол называет простых христиан — всех римлян, которые были крещены.
Церковь обращает этот текст к нам. Причем обращает не как иллюстрацию древних подвигов, но как призыв поступать так же, так как эти слова на самом деле относятся к нам в той же мере, в какой к людям древности.
Итак, оказывается, что христиане — это не те, кто все время ссылается на греховность и слабость, но те, кто перед лицом других должны быть сильными и значит ответственными за то, как складывается положение дел.
В любых отношениях, в ситуациях, когда кто-то по отношению к нам агрессивен, когда требуется ответственное решение, когда нами пытаются манипулировать... Мы не должны привычно считать себя слабыми и этим оправдываться... Говорить о своей греховности и делать себе поблажки. «Мы сильные» и от нас зависит завершится ли то или иное дело конфликтом, безответственным решением или грехом. Все потому, что по сравнению с неверующими людьми нам дарована сила Христова.
К чему же в первую очередь она делает нас способными?
К тому, чтобы совершить разворот от себя к ближнему. Ведь апостол пишет: «не себе угождать».
Часто можно услышать, что наша цивилизация ориентирует человека на комфорт и успех. На самом деле этим состояниям человек стремился всегда. Отличие лишь в том, что сегодняшний человек настроен очень индивидуалистично, он стремится в первую очередь к своему комфорту и своему успеху. Жизнь должна в первую очередь быть угодной и удобной ему.
Христианин призван жить иначе, потому что само его имя говорит о том, что главным ориентиром для него является Христос, который так же не себе угождал. Бог воплотился, жил, умер и воскрес ради нас. Вся Его жизнь — это служение другому, тому кто рядом.
Истина, которую утверждает на этом пути христианство, в том, что угождая только себе человек в конце концов теряет себя. Он превращается в эгоиста, который все и всех использует лишь потребляя, ничего не отдавая в замен. Напротив, человек который «любит ближнего как самого себя» стремится к тому, чтобы жизнь была «угодна» для всех, стремится принести наибольшую пользу. Каждый воспринимая себя как сильного, призван действовать на благо другого и к его назиданию, то есть духовному росту.
Конечно, подобная жизнь труднее эгоистичной, поэтому апостол, цитируя псалом, призывает нас к терпению, утешению и надежде. Призывает не по отдельности, но всех вместе, потому что проходить этот путь легче, когда ты видишь братьев и сестер, единомышленников на пути к славе Божией.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема