
Рим., 116 зач., XV, 1-7.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как выглядят христиане перед лицом мира?
Во-первых, они ставят себе и окружающим высокую моральную планку. Многие вещи, которые кажутся привычными, называются в христианстве греховными и порицаются. Во-вторых, они сами их нарушают, ссылаясь на то, что все люди грешные и они в том числе.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с удивительных слов. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».
К кому же он обращается? Кого называет сильными? Можно было бы подумать, что апостолам, кто же еще может быть сильным? Но это послание к Римлянам и адресаты его — члены римской христианской общины. Это значит, что сильными апостол называет простых христиан — всех римлян, которые были крещены.
Церковь обращает этот текст к нам. Причем обращает не как иллюстрацию древних подвигов, но как призыв поступать так же, так как эти слова на самом деле относятся к нам в той же мере, в какой к людям древности.
Итак, оказывается, что христиане — это не те, кто все время ссылается на греховность и слабость, но те, кто перед лицом других должны быть сильными и значит ответственными за то, как складывается положение дел.
В любых отношениях, в ситуациях, когда кто-то по отношению к нам агрессивен, когда требуется ответственное решение, когда нами пытаются манипулировать... Мы не должны привычно считать себя слабыми и этим оправдываться... Говорить о своей греховности и делать себе поблажки. «Мы сильные» и от нас зависит завершится ли то или иное дело конфликтом, безответственным решением или грехом. Все потому, что по сравнению с неверующими людьми нам дарована сила Христова.
К чему же в первую очередь она делает нас способными?
К тому, чтобы совершить разворот от себя к ближнему. Ведь апостол пишет: «не себе угождать».
Часто можно услышать, что наша цивилизация ориентирует человека на комфорт и успех. На самом деле этим состояниям человек стремился всегда. Отличие лишь в том, что сегодняшний человек настроен очень индивидуалистично, он стремится в первую очередь к своему комфорту и своему успеху. Жизнь должна в первую очередь быть угодной и удобной ему.
Христианин призван жить иначе, потому что само его имя говорит о том, что главным ориентиром для него является Христос, который так же не себе угождал. Бог воплотился, жил, умер и воскрес ради нас. Вся Его жизнь — это служение другому, тому кто рядом.
Истина, которую утверждает на этом пути христианство, в том, что угождая только себе человек в конце концов теряет себя. Он превращается в эгоиста, который все и всех использует лишь потребляя, ничего не отдавая в замен. Напротив, человек который «любит ближнего как самого себя» стремится к тому, чтобы жизнь была «угодна» для всех, стремится принести наибольшую пользу. Каждый воспринимая себя как сильного, призван действовать на благо другого и к его назиданию, то есть духовному росту.
Конечно, подобная жизнь труднее эгоистичной, поэтому апостол, цитируя псалом, призывает нас к терпению, утешению и надежде. Призывает не по отдельности, но всех вместе, потому что проходить этот путь легче, когда ты видишь братьев и сестер, единомышленников на пути к славе Божией.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема