Рим., 116 зач., XV, 1-7.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как выглядят христиане перед лицом мира?
Во-первых, они ставят себе и окружающим высокую моральную планку. Многие вещи, которые кажутся привычными, называются в христианстве греховными и порицаются. Во-вторых, они сами их нарушают, ссылаясь на то, что все люди грешные и они в том числе.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с удивительных слов. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».
К кому же он обращается? Кого называет сильными? Можно было бы подумать, что апостолам, кто же еще может быть сильным? Но это послание к Римлянам и адресаты его — члены римской христианской общины. Это значит, что сильными апостол называет простых христиан — всех римлян, которые были крещены.
Церковь обращает этот текст к нам. Причем обращает не как иллюстрацию древних подвигов, но как призыв поступать так же, так как эти слова на самом деле относятся к нам в той же мере, в какой к людям древности.
Итак, оказывается, что христиане — это не те, кто все время ссылается на греховность и слабость, но те, кто перед лицом других должны быть сильными и значит ответственными за то, как складывается положение дел.
В любых отношениях, в ситуациях, когда кто-то по отношению к нам агрессивен, когда требуется ответственное решение, когда нами пытаются манипулировать... Мы не должны привычно считать себя слабыми и этим оправдываться... Говорить о своей греховности и делать себе поблажки. «Мы сильные» и от нас зависит завершится ли то или иное дело конфликтом, безответственным решением или грехом. Все потому, что по сравнению с неверующими людьми нам дарована сила Христова.
К чему же в первую очередь она делает нас способными?
К тому, чтобы совершить разворот от себя к ближнему. Ведь апостол пишет: «не себе угождать».
Часто можно услышать, что наша цивилизация ориентирует человека на комфорт и успех. На самом деле этим состояниям человек стремился всегда. Отличие лишь в том, что сегодняшний человек настроен очень индивидуалистично, он стремится в первую очередь к своему комфорту и своему успеху. Жизнь должна в первую очередь быть угодной и удобной ему.
Христианин призван жить иначе, потому что само его имя говорит о том, что главным ориентиром для него является Христос, который так же не себе угождал. Бог воплотился, жил, умер и воскрес ради нас. Вся Его жизнь — это служение другому, тому кто рядом.
Истина, которую утверждает на этом пути христианство, в том, что угождая только себе человек в конце концов теряет себя. Он превращается в эгоиста, который все и всех использует лишь потребляя, ничего не отдавая в замен. Напротив, человек который «любит ближнего как самого себя» стремится к тому, чтобы жизнь была «угодна» для всех, стремится принести наибольшую пользу. Каждый воспринимая себя как сильного, призван действовать на благо другого и к его назиданию, то есть духовному росту.
Конечно, подобная жизнь труднее эгоистичной, поэтому апостол, цитируя псалом, призывает нас к терпению, утешению и надежде. Призывает не по отдельности, но всех вместе, потому что проходить этот путь легче, когда ты видишь братьев и сестер, единомышленников на пути к славе Божией.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение