

Рим., 116 зач., XV, 1-7.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как выглядят христиане перед лицом мира?
Во-первых, они ставят себе и окружающим высокую моральную планку. Многие вещи, которые кажутся привычными, называются в христианстве греховными и порицаются. Во-вторых, они сами их нарушают, ссылаясь на то, что все люди грешные и они в том числе.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с удивительных слов. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».
К кому же он обращается? Кого называет сильными? Можно было бы подумать, что апостолам, кто же еще может быть сильным? Но это послание к Римлянам и адресаты его — члены римской христианской общины. Это значит, что сильными апостол называет простых христиан — всех римлян, которые были крещены.
Церковь обращает этот текст к нам. Причем обращает не как иллюстрацию древних подвигов, но как призыв поступать так же, так как эти слова на самом деле относятся к нам в той же мере, в какой к людям древности.
Итак, оказывается, что христиане — это не те, кто все время ссылается на греховность и слабость, но те, кто перед лицом других должны быть сильными и значит ответственными за то, как складывается положение дел.
В любых отношениях, в ситуациях, когда кто-то по отношению к нам агрессивен, когда требуется ответственное решение, когда нами пытаются манипулировать... Мы не должны привычно считать себя слабыми и этим оправдываться... Говорить о своей греховности и делать себе поблажки. «Мы сильные» и от нас зависит завершится ли то или иное дело конфликтом, безответственным решением или грехом. Все потому, что по сравнению с неверующими людьми нам дарована сила Христова.
К чему же в первую очередь она делает нас способными?
К тому, чтобы совершить разворот от себя к ближнему. Ведь апостол пишет: «не себе угождать».
Часто можно услышать, что наша цивилизация ориентирует человека на комфорт и успех. На самом деле этим состояниям человек стремился всегда. Отличие лишь в том, что сегодняшний человек настроен очень индивидуалистично, он стремится в первую очередь к своему комфорту и своему успеху. Жизнь должна в первую очередь быть угодной и удобной ему.
Христианин призван жить иначе, потому что само его имя говорит о том, что главным ориентиром для него является Христос, который так же не себе угождал. Бог воплотился, жил, умер и воскрес ради нас. Вся Его жизнь — это служение другому, тому кто рядом.
Истина, которую утверждает на этом пути христианство, в том, что угождая только себе человек в конце концов теряет себя. Он превращается в эгоиста, который все и всех использует лишь потребляя, ничего не отдавая в замен. Напротив, человек который «любит ближнего как самого себя» стремится к тому, чтобы жизнь была «угодна» для всех, стремится принести наибольшую пользу. Каждый воспринимая себя как сильного, призван действовать на благо другого и к его назиданию, то есть духовному росту.
Конечно, подобная жизнь труднее эгоистичной, поэтому апостол, цитируя псалом, призывает нас к терпению, утешению и надежде. Призывает не по отдельности, но всех вместе, потому что проходить этот путь легче, когда ты видишь братьев и сестер, единомышленников на пути к славе Божией.