
Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как относиться к неверующим людям? Как относиться к тем, кто исповедует другие религии? Какую участь для них приготовил Бог? Для христианина часто это вопросы не праздные, ведь возможно речь идет о близких и родственниках. Отрывок из 11 главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах, посвящен именно этой теме. Давайте послушаем.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел пытается объяснить христианам из числа язычников почему иудеи не приняли Христа, хотя ждали Его на протяжении долгого времени. Он связывает эту ситуацию с Божественным Промыслом. Да, иудеи действительно не приняли Мессию, но, как считал апостол, это произошло ради того, чтобы в Него уверовали язычники и истинная вера стала не только достоянием одного народа, но всего человечества. Это не означает что Павел снимает личную ответственность с тех, кто участвовал в смерти Спасителя, но он настаивает что это ожесточение произошло не без попущения Божия и все произошедшее вписывается в Его таинственный и непостигаемый план по спасению всех людей. Так, ему с одной стороны удается подчеркнуть свободу человеческого выбора и ответственность за этот выбор, с другой — сохранить идею божественного всемогущества. Конкретный механизм этого взаимодействия Бога и человека он не объясняет. По его словам, это тайна, непостижимая для человеческого ума. И это очень важный момент, ведь таинственность происходящего оставляет место надежде. Надежде на то, что даже у тех, кто оступился, есть шанс на спасение.
Именно эту мысль апостол развивает во второй части отрывка. Павел уверен, что сердца его братьев по крови не очерствели до конца и настанет момент, когда они проснутся от духовной спячки. Господь не бросит своих детей ради их праведных отцов и ради того Завета, который он заключил с ними. Ничто не может изменить того факта, что евреи являются народом богоизбранным, ибо дары и призвание Божие, как говорит апостол Павел, непреложны, то есть неизменны. И здесь он приводит еще одну замечательную мысль. Это возвращение евреев к Богу произойдет по безграничной милости Господа. По той самой милости, по которой в церковь вошли язычники. По закону Моисееву они не должны были там быть, однако вопреки всему они там. Точно так Бог в только одному Ему известный момент окажет милость и израильскому народу. Раньше иудеи рассчитывали на то, чтобы войти в Царство мессии потому, что происходят от Авраама и исполняют закон Моисея. Однако, это им не помогло. В будущем они будут спасены единственной милостью Бога, то есть даром, неожиданно, как некогда были спасены язычники. Нам важно это помнить. Ведь те из нас, кто получил веру во Христа, получил ее даром, ни за что. Нашей заслуги в этом ноль. Бог просто привел нас однажды к себе за ручку, как неразумного ребенка. Это просто великая и неожиданная милость с Его стороны. А потому мы не в праве отказывать и другим в этой милости, мы не в праве выносить о людях окончательный суд от лица Бога, и как ученики Спасителя призваны свидетельствовать об этой милости на практике своими делами. В нас должно жить не самодовольное злорадство, а надежда, что Бог всех приведет к Себе. Надежда на то, что вкусив плоды непослушания, поскитавшись в далекой стране, ощутив горечь изгнания, все вернутся к нему. Просто не так быстро, как бы нам хотелось. Для каждого свое время, свои обстоятельства, свой путь. Так работает Его таинственный и непостигаемый для нашего ума Промысел. Даже в тот момент, когда человек находится в пучине страстей и заблуждений, Господь осуществляет работу по его возвращению в Отчий дом, в Церковь Христову. Ибо, как говорит сегодня апостол Павел: «Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема