
Кол., 257 зач., III, 4-11.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Последним в карьере кинорежиссера Алексея Балабанова стал фильм «Я тоже хочу». Вскоре после премьеры Балабанов скончался. Я не буду, как принято говорить сегодня, делать спойлеры, раскрывать главные детали сюжета. Скажу только об основной идее фильма. «Я тоже хочу» — это размышление о счастье, к которому стремится каждый человек — без исключения. Для героев картины Балабанова счастье находится где-то за пределами привычной реальности. По разным причинам. Один персонаж пресытился благами мира. Другой — наоборот, ничего кроме страданий на своём пути не встретил. Третья героиня ищет избавления от презрения к себе самой. Иными словами, все действующие лица жаждут выхода из привычного мира — туда, где счастье, по их мнению, живёт. Потому и отправляются герои в странное путешествие — к загадочной колокольне, которая способна мгновенно перенести человека туда, где всё необходимое для счастья есть. Но вот незадача. Как говорят, колокольня окружена зоной отчуждения, да и принимает не всех. Те, кто колокольней оказался отвергнут, не был перенесен в мир иной, погибают в зоне — обратного пути из нее нет. Фильм Балабанова — большая притча, размышление о том, в чем человек действительно нуждается, к чему стремится. Счастье, которого мы так желаем, почему-то ускользает от нас. Хотя нам часто кажется, что мы его, безусловно, достойны. Так, во всяком случае, полагает один из героев Балабанова. И искренне не понимает, почему колокольня его отвергла. Другой движется по зоне, не имея внутри почти никакой надежды, но итог путешествия оказывается для него благоприятным.
Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к христианам города Колоссы посвящён теме счастья, которое для Павла состоит во встрече со Христом. В Нём апостол видит завершение всех поисков, в Нём происходит разрешение всех вопросов. Спаситель открыт для каждого человека, стучится в сердце каждого из нас. Но ответить на призыв Христа сможет только тот, кто окажется способен переступить через границы эгоизма, преодолеть преграды страстей. Или как выражается апостол Павел, совлечь с себя ветхого человека и явить обновлённое естество. Этот процесс внутреннего очищения напоминает путешествие через зону в фильме Балабанова — местность с непростым климатом, плохими дорогами и прочими испытаниями. Мы движемся к Богу и подчас тратим все силы на терпение — скрипя зубами, продираясь сквозь колючие заросли собственных ошибок, чтобы найти во Христе нескончаемое счастье. В конце этого непростого путешествия нас ждет главное испытание. Сможем ли мы отказаться от всего сделанного, пожертвовать всем пройденным ради любви к Богу. Способны ли мы будем встать в основании колокольни счастья, не предъявляя Христу счет за все молитвы, посты и дела милосердия? Колокольня примет только того, кто окажется свободным от этой тончайшей формы гордыни, явит Богу светлую надежду и искреннюю веру. Только такой поистине свободный человек, в конечном счете, и станет обладателем немеркнущего счастья Неба.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







