
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в Церковь, он часто сталкивается с тем, что в ней есть правила, которым нужно соответствовать. Хочешь быть внутри, откажись от одного, другого, третьего. Но так ли это на самом деле или это только первое и ошибочное впечатление? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как один человек рассказывал мне свои первые впечатления о Церкви. Как-то он зашёл в храм в шортах и ему довольно быстро сказали, что в храме надо быть в другой одежде. Он расстроился, вышел и какое-то время в храме не был. Позже его позвали в крёстные и во время предкрещальной беседы ему было сказано, что надо отказаться от блудного сожительства. И эта претензия была посущественней, так как затрагивала не внешнюю, а вполне сущностную, важную часть жизни. И хотя он не часто сталкивался с церковной реальностью, для него она сводилась к запретам и требованиям.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел обращается к Коллоссянам и довольно много говорит о том, как должна измениться их жизнь. Мы, конечно, не знаем, как реагировали члены общины на его слова, но учитывая, что христианство на них не закончилось, а продолжило развиваться и существует до сего дня, можно думать, что они с ним согласились. Почему же люди по-разному реагируют на призывы к исправлению своей жизни? Почему для одних это обуза, по поводу которой хочется возмущаться, а для других правила жизни, которые они обязательно будут учитывать.
На самом деле всё просто и зависит от того, какими человек видит свои отношения с Богом и как их выстраивает. И здесь в качестве примера можно взять наши отношения с людьми. Ведь это отношения с личностями, а Бог тоже существо личностное. Как мы выстраиваем отношения с людьми? Просьба чужого человека — одно, просьба того, кого мы любим, — другое. С Богом то же самое. Если в центре нашей жизни мы видим себя, а Он — лишь внешние условия, мы и относимся к Нему, как к тому, что надо просто учитывать. Если Бог для нас близкий, если Он находится в центре нашей жизни, и мы ощущаем себя Его друзьями и соработниками, мы будем радоваться тому, что имеем возможность поучаствовать в том деле, которое Он совершает в мире. Именно поэтому апостол Павел говорит ученикам, что Христос является их жизнью. И если так, всё ложное, что с ними было раньше, теперь должно быть упразднено. Сначала грехи, которые в большей степени относятся к телу, — блуд, нечистота, корыстолюбие, а затем и связанные с духом — гнев, ярость, злоба, злоречие, ложь... Всё потому, что, если христианин действительно дал Богу место в своей душе — ничего ложного в ней просто не остаётся. Как человек влюблённый не думает ни о ком, кроме того, в кого влюблён, христианин, переживший встречу со Христом, не видит в заповедях формальных правил и каких-то обременяющих требований, но видит условия, благодаря которым жизнь обретает свою полноту. Все прочие внешние социальные и физические аспекты жизни продолжают существовать, но они перестают определять нас и формировать нашу жизнь, потому что теперь она оказывается основана на Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема