
Кол., 260 зач., IV, 2-9.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как вы думаете — чего больше всего боялись святые апостолы? Вариантов ответа может быть много. Но не буду затягивать интригу. Конечно, они боялись предать возложенное на них служение. Но еще они страшились забронзоветь. Иными словами — поддаться гордости и самолюбованию. Об этом, в частности, говорится в отрывке из четвёртой главы послания апостола Павла к Колоссянам. Это чтение звучит сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Послание к Колоссянам, отрывок из которого мы с вами только что слышали, было написано апостолом Павлом во время тюремного заключения. Об этом он упоминает на протяжении послания несколько раз. Не для того, чтобы вызвать в свой адрес жалость, а чтобы попросить церковную общину о молитве и духовной поддержке. Святой Павел оказался в тюрьме из-за своего служения. Казалось бы, какие еще доказательства требовались ему, чтобы увериться в правильности избранного пути? Но больше всего, как уже говорилось выше, апостол опасался утратить правдивое, искреннее понимание себя и своего служения. Потому и просит он своих читателей: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать».
Таким образом, несмотря на многие труды на ниве проповеди, святой Павел считал, что находится еще в начале своего пути и не овладел в полной мере искусством миссии. Но и это еще не все. Заслуживает внимания и такой совет апостола: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Под внешними имеются ввиду люди за пределами христианского сообщества. Так вот — Павел призывает ни в коем случае не отмахиваться от нецерковных современников, но относиться к ним благоразумно. То есть — стараясь через доброе отношение донести до них учение Христово.
Но не только милосердие должно проявлять себя в миссионерском служении. В нем, как отмечает Павел, должна быть и соль: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Образ соли имеет двойное значение. С одной стороны, соль на востоке всегда считалась средством для консервации и обеззараживания. Это означает, что слово христианина должно быть чистым и чуждым лжи, лукавства.
С другой стороны — соль делает пищу вкусной. Миссия христианина не может быть блеклой, увядшей. Как и сам христианин не должен ходить с постной физиономией. Речь не идет о свойственных радикальному протестантизму обычаях, когда богослужение превращается в дискотеку, а на лицах последователей того или иного течения пребывают искусственные улыбки. Апостол Павел указывает, что вера Христова должна вдохновлять, радовать, давать силы. А слова и поступки наши пусть тоже насыщают людей духовным счастьем благодати Божией. Ведь как говорил один из подвижников Православной веры — нельзя поверить в Бога, не увидев на лице другого человека отблеск света Господнего. Пусть же наши лица будут озарены благодатью Божией, а не бронзовым отблеском самолюбования.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.