Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Как вы думаете — чего больше всего боялись святые апостолы? Вариантов ответа может быть много. Но не буду затягивать интригу. Конечно, они боялись предать возложенное на них служение. Но еще они страшились забронзоветь. Иными словами — поддаться гордости и самолюбованию. Об этом, в частности, говорится в отрывке из четвёртой главы послания апостола Павла к Колоссянам. Это чтение звучит сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Послание к Колоссянам, отрывок из которого мы с вами только что слышали, было написано апостолом Павлом во время тюремного заключения. Об этом он упоминает на протяжении послания несколько раз. Не для того, чтобы вызвать в свой адрес жалость, а чтобы попросить церковную общину о молитве и духовной поддержке. Святой Павел оказался в тюрьме из-за своего служения. Казалось бы, какие еще доказательства требовались ему, чтобы увериться в правильности избранного пути? Но больше всего, как уже говорилось выше, апостол опасался утратить правдивое, искреннее понимание себя и своего служения. Потому и просит он своих читателей: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать».
Таким образом, несмотря на многие труды на ниве проповеди, святой Павел считал, что находится еще в начале своего пути и не овладел в полной мере искусством миссии. Но и это еще не все. Заслуживает внимания и такой совет апостола: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Под внешними имеются ввиду люди за пределами христианского сообщества. Так вот — Павел призывает ни в коем случае не отмахиваться от нецерковных современников, но относиться к ним благоразумно. То есть — стараясь через доброе отношение донести до них учение Христово.
Но не только милосердие должно проявлять себя в миссионерском служении. В нем, как отмечает Павел, должна быть и соль: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Образ соли имеет двойное значение. С одной стороны, соль на востоке всегда считалась средством для консервации и обеззараживания. Это означает, что слово христианина должно быть чистым и чуждым лжи, лукавства.
С другой стороны — соль делает пищу вкусной. Миссия христианина не может быть блеклой, увядшей. Как и сам христианин не должен ходить с постной физиономией. Речь не идет о свойственных радикальному протестантизму обычаях, когда богослужение превращается в дискотеку, а на лицах последователей того или иного течения пребывают искусственные улыбки. Апостол Павел указывает, что вера Христова должна вдохновлять, радовать, давать силы. А слова и поступки наши пусть тоже насыщают людей духовным счастьем благодати Божией. Ведь как говорил один из подвижников Православной веры — нельзя поверить в Бога, не увидев на лице другого человека отблеск света Господнего. Пусть же наши лица будут озарены благодатью Божией, а не бронзовым отблеском самолюбования.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Живи проще — и Бог тебя не оставит»
В 1804 году монахи монастыря Белобережская пустынь в Брянской губернии избрали главой обители отца Леонида, будущего преподобного Льва Оптинского. Четыре года настоятельства стали для него школой обучения ответственности за вверенную братию. В 1808 тяжело заболел духовник отца Леонида — старец Феодор. Наставника перевезли в уединённую келию в лес, в двух верстах от обители. И его верный ученик отправился вслед за больным учителем. Многим был тогда непонятен поступок отца Леонида — как можно сменить жизнь настоятеля на уединение в глуши? А он не искал чинов и почёта. Впоследствии преподобный Лев Оптинский так и не стал ни игуменом, ни архимандритом. Старец всегда сам руководствовался правилом и другим советовал:
«Живи проще — и Бог тебя не оставит».
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога»
В 1937 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, архиепископ Фаддей Успенский был арестован советскими властями. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыку заключили в одну камеру с уголовниками. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и ставили туда консервную банку с нечистотами. А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих. И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!» Наутро он пересказал сон товарищам. Они бросились под нары, помогли обессилевшему архиепископу выбраться, все попросили у него прощения. С того дня издевательства над ним прекратились. Впоследствии все эти люди по молитвам владыки покаялись и остались живы. Святитель Фаддей Успенский говорил сокамерникам так:
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога. Добрые дела, проистекающие из любви, получают великую цену в очах Божиих».
Все выпуски программы Слова Святых
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство»
В 1889 году полковник Павел Иванович Плиханков, будущий преподобный Варсонофий Оптинский, приехал в монастырь Оптина пУстынь. Офицер хотел поступить в обитель. Но монастырский старец Амвросий сказал, что пока рано. И дал два года на подготовку. Это было время трудностей и борьбы. Мир не хотел отпускать подвижника. Однако заманчивые перспективы уже не могли заглушить стремления Павла Ивановича к выбранному монашескому пути. Преодолев все искушения, в возрасте сорока шести лет, Павел Плиханков поступил послушником в скит Оптиной пУстыни. Впоследствии, уже став духовником монастыря, старец Варсонофий говорил духовным детям:
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да ещё какого — Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых