
Кол., 257 зач., III, 4-11.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Когда спрашиваешь верующего человека, какова цель его жизни, он обычно отвечает очень просто и коротко: «спасение души» или «соединение с Богом». И это, конечно же так. С формальной, школьной точки зрения. Но что стоит за этими словами на самом деле?
В обычной жизни, наши цели могут быть разными. Одни предполагают изменение чего-то внешнего, другие внутреннего. Если цель географическая — мы добираемся до неё на машине, самолёте или поезде. Если она в том, чтобы чем-то обладать — мы зарабатываем деньги и покупаем, что хотели. Но изменяемся ли мы при этом? Нет. По крайней мере эти изменения совсем не обязательны. Однако есть цели, которые достигаются только одним путём — внутренним изменением. Они не предполагают далёких путешествий или затраты внешних ресурсов. Это кажется очевидным, но далеко не все это понимают. Мы настолько привыкаем стремиться к внешним целям, что пытаемся и для достижения внутренних использовать те же методы. Например, в случае с религией нам может казаться, что спасение — это то, что можно заработать, исполняя те или иные предписания. Да только так это не работает.
Сегодняшнее чтение начинается с удивительного и очень возвышенного предсказания апостола Павла. Он говорит, что ученики Христа будут прославлены и явятся вместе с Ним при Его Втором пришествии. Казалось бы, для верующего человека лучшей перспективы не придумать и остаётся решить только один вопрос: что для этого нужно сделать? Что это значит: быть учеником? Апостол отвечает на этот вопрос, но важно заметить, что всё, о чём он говорит, предполагает в первую очередь именно внутренние изменения, которые проявляются в новом поведении по отношению к друг другу. Объясняя свою мысль, он употребляет два образа: первый связан со смертью, а второй с одеждой.
«Умертвите земные члены ваши» читаем мы в синодальном переводе. Если понимать эту фразу буквально можно решить, что апостол Павел призывает воспринять некоторые члены нашего тела так, будто бы они умерли. Но тело оказывается очень странным, потому что в нём предполагаются части, связанные не только с блудом и нечистотой, но и со всеми дурными желаниями и стяжательством, в котором человек становится идолом для самого себя. И выходит, что речь всё же не про части физического земного тела, а про страсти, которые приковывают человека к земному и греховному.
«Отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие» — читаем мы дальше и понимаем, что апостол предлагает нам отказаться от этих вещей. Причём интересно, что слово, которое перевели как «отложите» означало также смену одежды. То есть мы будто бы одеты во все эти грехи, и они являются частью нашего образа, нашего статуса.
И вот всё это зло должно как будто бы умереть в нас, и мы должны без всякого сожаления, как грязную одежду, снять его с себя, для того чтобы обновляться, то есть постоянно расти духовно, будто бы вырастая по образу Создателя. Ученики, единые в своём стремлении, призваны перерасти все греховные разделения, чтобы оказаться едиными во Христе. Это очень возвышенная и высокая цель, и мы стремимся к ней каждый в свою меру, но главное помнить, что достигается она только через нравственные изменения, как внутри себя, так и в отношениях с ближними.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия