
Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол пишет колОcсянам о молитве. Он призывает их быть постоянными, употребляя слово, которое может означать так же преданное посвящение себя чему-то. В применении к молитве — это может означать, что она должна стать нашим постоянным спутником по жизни, мы должны привыкнуть к ней, ощущать ее для себя как необходимую и естественную. При этом важно учесть, что Павел вряд ли имеет ввиду какой-то конкретный текст и его повторение. Будь это так, апостол указал бы на него. Но здесь, скорее, речь идет о правильном настрое, который необходим для общения с Богом и бывает не менее значим, чем конкретные произносимые слова.
Из нашего собственного общения с людьми, мы знаем, что человек, обращаясь к другому, может повторять свою просьбу постоянно, делать это довольно долго. Но свидетельствует ли все, что произносится, о любви или хотя бы о почтении к адресату? Отнюдь нет. Так что ни постоянство, ни сами слова, сколько бы правильными они ни были, не могут гарантировать качество молитвы. Это может сделать только сам говорящий, когда честно и искренне обратится к своему сердцу. И если принять как факт, что Бог нас слышит все время, что Он не отвлекается и не теряет с нами связи, постоянство в молитве окажется для нас в первую очередь постоянным предстоянием перед Ним, ощущением Его присутствия и возможности открытого и искреннего общения.
Главным средством, которое обеспечивает постоянство, апостол называет бодрость, которая позволяет нам быть начеку и помогает осознавать качество нашей молитвы. Не превратилась ли она в простое повторение почтительных фраз? Не отвлеклось ли наше сердце? Не перестали ли мы ощущать Бога как живого, слышащего и воспринимающего нас? Причем, что самое интересное, эта бодрость оказывается чувством особенного рода, так как апостол связывает ее с благодарностью. Поначалу они могут показаться чувствами не связанными, все дело оказывается в специфике нашего мировосприятия. После грехопадения человек оказался так устроен, что он все начинает использовать для себя. Вольно или невольно, осознанно или даже неосознанно, он ставит себя в центр и рассматривает мир через призму своих взглядов, своих ощущений и предпочтений... Все оценивает так, как ему заблагорассудится, осуждает или оправдывает, хвалит или обвиняет. И, естественно, все, что происходит в его жизни, он воспринимает по-своему, вместо того чтобы научиться воспринимать по-Божьему, увидеть происходящее с Божией точки зрения. Так вот, просьба апостола «бодрствовать с благодарением» предполагает, что мы в нашем предстоянии Богу, в нашем постоянном внутреннем диалоге с Ним начинаем Ему доверять и учимся благодарить за все.
И надо сказать, что сам апостол являет нам прекрасный пример именно такого отношения. Естественно, мы понимаем, что, ожидая от учеников постоянства в молитве, он видит в этом норму собственной личной духовной жизни. Он говорит: помолитесь Богу, чтобы Он открыл через меня тайну Христову как должно мне ее возвещать. Он прекрасный оратор и проповедник, человек очень образованный и знающий ответы на многие вопросы. Но что он делает? Он молится о том, чтобы Бог помог ему проповедовать как должно, чтобы дал ему сил и направил. Он действует не самоуверенно, но готов с благодарностью принимать тот дар, который Господь ему подает.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер