
Кол., 250 зач., I, 12-18.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Даже убеждённые критики христианства согласны с тем, что оно — удивительный религиозный феномен. Появившись в начале первого века в Израильском царстве, на тот момент входившем в состав Римской империи, христианство преодолело национальные границы еврейского народа и в очень короткие сроки распространилось по всему Средиземноморью. Благодаря ученикам Иисуса Христа — святым апостолам — о Спасителе и Его Евангелии узнали жители самых разных городов Римской империи — от Иерусалима до Рима.
К сожалению, некоторых из знаменитых христианских центров древности, по тем или иным причинам, сегодня уже не существуют. Как, например, города Колоссы. Во времена апостолов Колоссы, располагавшиеся на территории Малой Азии (нынешней Турции), были богатым поселением, поскольку находились на торговом пути, ведущем из Азии в Европу, в частности, в Эфес. Впоследствии город утратил своё значение, а в византийскую эпоху был переименован и стал именоваться «Хоны».
В ходе турецкого нашествия 11 века Хоны были разграблены и совершенно опустели. К большому сожалению — ведь в первые века в Колоссах существовала крепкая христианская община, которая возникла благодаря местным евреям, поверившим во Христа в день Пятидесятницы.
О христианах Колосс было хорошо известно, в частности, апостолу Павлу. Павел даже состоял в переписке с местным жителем Филимоном и намеревался Колоссы посетить, но обстоятельства помешали ему это сделать. Тем не менее апостол Павел настолько ценил христиан города Колоссы, что, уже находясь в стеснённых обстоятельствах заключения в римской тюрьме, направил им одно из своих посланий. Отрывок из этого текста читается сегодня во время утреннего богослужения, посвящённого празднику Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Находясь в римской тюрьме, апостол Павел обоснованно предполагал, что его земная жизнь скоро закончится. Что, к сожалению, и произошло. Павел вскоре был обезглавлен. Направляя послание колоссянам, апостол как будто оставлял духовное завещание, в котором раскрывал со всем присущим ему красноречием величие христианской веры, а также учение о Богочеловечестве Христа Спасителя.
Колоссяне, как и прочие жители Малой Азии, до обращения в христианство были язычниками. Павел называет обретение колоссянами истинной веры переходом из власти тьмы в Царство Иисуса Христа, Царство вечного света. Дверь в это Царство была открыта Самим Христом через жертву на Голгофе и последующее воскресение из мёртвых. Христос потому называется Спасителем, что Своей Кровью, пролитой на Кресте, Он спас всех людей от вечной смерти. Но не только в этом заключался подвиг Христа.
Являясь Сыном Божиим, Христос принял человеческое естество с его болезнями и страданиями. В течение тридцати трёх лет, прожитых на земле, Спаситель терпел голод, жажду, боль, страдания. Но все эти испытания не затмили в Господе Иисусе Божественной природы, не смогли помешать каждому, кто смотрел на Христа с верой, созерцать Лик Отца Небесного. Апостол Павел прямо называет Христа «образом Бога невидимого». Ветхозаветные иудеи очень хотели, но не могли видеть Бога. Христиане же имеют великое счастье созерцать Бога лицом к Лицу, изображенному на иконах, молиться Ему, зная, что Он тоже переносил жизненные трудности, а также в полной мере узнал, что значит умереть.
Христа апостол Павел называет одновременно Богом и истинным предводителем человеческого рода. Те люди, которые следуют за Христом, принимают православное крещение во имя Святой Троицы, получают особую благодать, которой даже ангелы не имеют. Вот почему жизнь православного христианина, земная и посмертная, несмотря на испытания и трудности, всё равно наполнена радостью и полнотой смысла.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема