
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который мы только что услышали, апостол Павел рассуждает о смысле своего служения. Начинает он со слов о подвиге Спасителя. По его мысли, Господь пострадал и умер для того, чтобы основать Церковь. Он заложил ее фундамент. Однако Церковь нужно расширять. Необходимо ее сохранять в чистоте и святости. Тот, кто это делает, — продолжает дело Спасителя. Подобное служение всегда сопряжено с трудами самоотречения, а потому всегда жертвенно. Поэтому человек, который заботится о благе Церкви словно соучаствует в страданиях Христа. О себе Павел и говорит как о том, кто восполняет страдания Спасителя, продолжает Его дело. Он считает это не наказанием, а великой привилегией.
Что же именно делает апостол? Свою задачу он видит в том, чтобы донести до людей, как он выражается, «слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов». Эту тайну он и должен открыть не только иудеям, но и всем людям земли. Речь идет о проповеди Евангелия, которую апостол Павел нес язычникам по всей Римской империи. Он выступил с революционной на тот момент идеей: милость Божия и его любовь распространяется не только на еврейский народ, но и на все народы земли. Все они призваны принять участие в царстве Мессии, которое открыто людям в Церкви. Для иудеев было немыслимо, что Бог Израиля в то же время Бог язычников и у него есть предназначение для всякого. Однако апостол утверждает, что он призван каждого «вразумить, научить всякой премудрости и представить совершенным во Христе Иисусе». В этом величие Павла. Если бы не он, христианство могло остаться бы одной из форм иудаизма.
Все сказанное апостолом актуально и для нас. И не только потому, что большинство христиан не принадлежат по крови к еврейскому народу. Но и потому, что будучи христианами все мы очень разные. Мы представляем различные социальные группы, имеем уникальный личный опыт, воспитание, образование, у всех нас разный интеллектуальный, душевный и духовный уровень. Однако все мы являемся участниками Тела Христова. Универсальность Церкви и Евангелия заключается в том, что оно обращено ко всем и каждому в отдельности. Всех нас соединяет во Христе Его безграничная и всеобъемлющая любовь.
12 сентября. О нелицеприятии Бога

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог не взирает на лице человека».
О нелицеприятии Бога — протоиерей Максим Горожанкин.
Что означает то, что Бог нелицеприятен? Ярким свидетельством такого нелицеприятия Божия является, например, притча о блудном сыне. Блудный сын возвращается к отцу, и отец принимает его как сына, не как пасынка. Отец не взирает на предыдущую жизнь своего блудного сына, а принимает его в свои объятия.
И именно в этом смысле Господь наш своей любовью может покрыть нас лучше, больше, чем любой человек. О лицеприятии и нелицеприятии мы, люди немощные, рассуждаем именно в контексте человеческих отношений.
А обращая этот вопрос к Богу, мы можем и должны помнить всегда: у Бога нет пасынков и падчериц, у Него есть любимые дети, которые могут ненадолго отойти от Него, но если они вернутся, Господь всякую слезу сотрёт, и всякий грех убелит паче снега.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 сентября. О жизни святого князя Даниила Московского

Сегодня 12 сентября. Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского в 1652 году.
О жизни святого князя — священник Алексий Долгов.
Он был младшим сыном благоверного князя Александра Невского. И так же, как и его отец, он был не только настоящим христианином, но и государственником. Именно благодаря усилиям князя Даниила началось собирание русских земель и возвышение Московского княжества, которое впоследствии стало центром Русского государства.
Но не только своими государственными делами и успехами известен благоверный князь. История знает его как защитника нищих и обездоленных, милостивого ко всем, кто искал его помощи и поддержки.
До сих пор стоят в Москве основанные князем Даниилом храмы и монастыри. За Москвой-рекой им была основана обитель в честь его небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника. Сегодня это всем хорошо известный Свято-Данилов монастырь. Также князем была построена и церковь в честь преподобного Даниила. Без усилий боголюбивого князя в Москве бы не появился Богоявленский монастырь, от которого сегодня сохранился лишь Богоявленский собор на Китай-городе.
5 марта 1303 года князь Даниил мирно скончался. Торжественное обретение его святых мощей произошло в 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича, которому до этого явился святой князь Даниил в сонном видении.
Сегодня рака с мощами святого благоверного князя Даниила Московского пребывает в храме святых отцов семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря. А святой благоверный князь Даниил Московский, как и при жизни, заботится о своём любимом городе, являясь его покровителем и молитвенником за всех тех, кто с верой приходит к его святым мощам и просит его помощи и заступления.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 сентября. О духовном смысле праздника Перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского

Сегодня 12 сентября. Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в 1724 году.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
В церковном календаре мы регулярно будем встречать праздники перенесения мощей древнего святого, положения Ризы Богородицы, Ризы Господней, когда из одного города святыня перевозится в другой, и хотя люди скорбят, те, кто расстаются со святыней, те, которые её получают, премного радуются.
Когда мы смотрим на имперский период истории России, когда она достигла своего максимального территориального, экономического и военного могущества, то тоже мы вспомним, что столица, имперский город Санкт-Петербург, это же город молодой, пусть он и находится на древней новгородской земле.
И вот связующим звеном духовным между всеми русскими столицами таким символическим стало перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского. Его память, настолько сильное почитание этого святого в нашем народе, совершается множество раз в году.
Но сегодняшний день особый в том, что мы видим, как древний стольный град Владимир отдаёт в северную столицу Москву мощи преподобного князя. И пусть эти мощи уцелели не полностью, и пусть после пожаров и разорений сохранилась лишь часть этих святых мощей, тем не менее сам благоверный князь вернулся в те края, где он одержал свою первую победу по защите русской православной земли.
Все выпуски программы Актуальная тема