Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

Гал., 207 зач., III, 15-22.

Глава 3.

15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Тема двух видов праведности — праведности от закона и праведности по вере — одна из самых частых у апостола Павла. И это не случайно: именно здесь скрываются глубокие смыслы, отличающие христианство как таковое не только от иудаизма, но и от многих других религий.

Чтобы лучше разобраться, я бы предложил образ семейных отношений в браке. Законный брак имеет вполне определённые рамки, определённые как юридическим правом, так и представлениями в обществе. Супруги должны заботиться друг о друге, не изменять, воспитывать детей — и этот список можно продолжать долго. Пере-ступание через эти рамки — есть преступление. И это — понятно.

А вот теперь интересный вопрос. Может ли без нарушения рамок законодательства и даже общественных представлений жизнь в браке превратиться в сущий ад? Конечно же, может. Увы, но перед глазами — далеко не редкие случаи, когда с внешней точки зрения, в семье всё кажется благополучным — а души супругов — словно горькая, растрескавшаяся от засухи бесплодная земля. Причина одна: любви нет. Каждый тянет свою лямку — рамки закона удерживают от крайностей — но жизнь давно стала бесцветной и безвкусной. Муж жене говорит: я на вас всех пашу с утра до вечера. Жена парирует: а я на обслуживание вас всю жизнь потратила. И что? Никакой благодарности! Закон действительно помогает не разрушиться такой семье — но вот счастья не гарантирует, да и вообще дать его не может.

И совсем другую ситуацию мы видим в семье, где супруги прежде всего думают друг о друге, где-то сталкиваются мнениями, где-то уступают один другому, одним словом — идёт постоянный процесс узнавания друг друга, пере-открытия — даже если и прожили вместе не один десяток лет. Почему? Потому что они хотят любить друг друга, и ценность этой любви для них первична: они её берегут, следят, чтобы огонек не затух даже при самых неблагоприятных условиях. А внешние рамки законного супружества для них — мало что значат: потому что их любовь сама по себе — гарант не только верности друг другу, но и источник счастья. Все внешние рамки здесь — не более, чем «виртуальные границы», которые для них не интересны — потому что они и близко к ним не подходят: а зачем?

Праведность по вере тем и отличается от праведности по закону, что только в ней может во всей полноте раскрыться душа человека навстречу Богу — к чему и призывает сегодня нас апостол Павел!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем