
Апостол Павел. Мозаика
Гал., 215 зач., VI, 11-18.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Красной нитью сквозь всё письменное наследие апостола Павла проходит рассуждение о превосходстве веры над делами закона. Но что именно имеет в виду Павел, когда говорит о возможности достижения спасения с помощью веры? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Выражение «красная нить», ставшее метафорой и служащее для обозначения сквозной мысли для литературного произведения или продолжительной устной речи, было популяризировано немецким писателем Гёте. Но, справедливости ради, не им придумано. Гёте взял образ красной нити из окружающей действительности. А именно — во времена жизни немецкого классика в английском флоте было принято использовать верёвки и канаты с вплетённой в них красной ниткой. Она являлась знаком, что данные снасти есть собственность британской короны. Убрать красную нить из той или иной верёвки можно было только, распустив эту веревку полностью. Что не имело никакого практического смысла.
Красной нитью, то есть сквозной мыслью, письменного наследия апостола Павла является убеждённость в превосходстве веры над делами закона. Но это превосходство вовсе не выражается в том, что заповеди должны быть отменены. Речь идёт об ином. А именно — о том, что тот или иной поступок, даже самый благочестивый по форме, без веры, любви к Богу и людям может превратиться в нечто бессмысленное и даже вредное, губительное. Об этом апостол, в частности, рассуждает в прозвучавшем отрывке из послания к Галатам.
Галаты считались во времена Павла молодой народностью. Они были потомками галлов, насильно переселённых в Малую Азию властями Римской империи. Галаты долгое время страдали от синдрома народа без истории и родины. Но в данном положении дел имелись и преимущества. Галаты не были обременены прошлым, могли спокойно начать всё с чистого листа. Что они и сделали, приняв христианство с радостью и благодарностью Богу.
Но не всем нравилось то, что случилось с галатийским народом. В Галатию прибыли иудейские миссионеры, которые стали проповедовать местным жителям необходимость соблюдения ветхозаветных заповедей. Не только закона Моисея, но и талмудического предания. Причём, без какого-либо осознанного восприятия. Такие нормы, как обрезание, субботний покой, кошерная еда, преподносились как нечто самоценное, обязательное и в религиозном плане спасительное.
Апостол Павел был до глубины души возмущён деятельностью иудейских проповедников и с помощью послания постарался оградить галатов от губительного влияния лжемиссионеров. Апостол пишет данный текст собственноручно несмотря на то, что руки его были травмированы тяжёлым ремеслом по изготовлению палаток-шатров. Павел даже извиняется, что пишет много, то есть крупно, размашисто. Но тема была очень важной.
И апостол доказывает галатам, что ветхозаветные нормы устарели, а любое внешнее проявление религиозности должно основываться на милосердии, понимании, любви. А ещё настоящая вера никогда не призывает самоутверждаться за чей-либо счёт. В данном отношении Павел ссылается на смысловую красную нить жизни и служения Христа, Который всегда проявлял уважение к людям, отделял человека от его ошибок и призывал более заботиться о сути, нежели о форме. Вот и своих читателей, а вместе с ними и нас апостол просит не подменять содержание формой, но в любое религиозное действие вкладывать чистое сердце и искреннюю веру в Господа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
14 ноября. О подлинной надежде и радости пастыря
Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?».
О подлинной надежде и радости пастыря — священник Захарий Савельев.
Каждый человек, который обратился в веру, является радостью и для Спасителя, для Бога, является радостью и для апостолов, является радостью и для епископов, священников, миссионеров, тех людей, которые обратили в веру человека. Это очень важный момент, потому что нет, наверное, больше той радости, которую познал священник, когда его духовные чада познали для себя новую ступень духовного развития.
Нет больше той радости у пастыря, когда он видит, что пасомые пошли по верному пути, или даже когда люди, которые проходили мимо, встали на путь истины. Это и есть радость проповедника, радость священника, радость каждого архипастыря и пастыря.
Но самое главное то, что вот это благовестие может выражаться в разных формах. В наше время благовестие может быть и через радио, может быть и через телевидение, через дела, через поступки, через мероприятия, которые организует Церковь. Но самое главное — через живое слово одного христианина к другому. Даже, может быть, не христианину, а человеку, который ещё для себя не определился, кто он.
Но, естественно, большой радостью будет, когда этот человек скажет: «Я тоже православный христианин». Это и есть радость вот этой преемственности и живой веры, которая вдохновляет сердца на правильную жизнь, исцеляет, уврачёвывает недостатки человеческие. Потому что, когда человек становится православным, Бог Сам начинает действовать в его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 ноября. О трудах Петра Ефремова

Сегодня 14 ноября. В этот день в 1830 году родился книголюб и издатель Пётр Ефремов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 ноября. О трудах Егора Соколова

Сегодня 14 ноября. В этот день в 1750 году родился архитектор Егор Соколов.
О его трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Егор Тимофеевич Соколов — выдающийся русский архитектор, строитель, представитель классицизма, академик Императорской академии художеств. Он родился в Петергофе в 1750 году. Обучался при канцелярии от строений, работая на дворцовых постройках в Петергофе.
Главным делом архитектора стал проект Императорской публичной библиотеки, созданный по заказу Екатерины II. Императрица хотела, чтобы под одной крышей располагался целый научный комплекс. Наряду с книжным хранилищем предполагалось устроить кабинеты для занятий по гуманитарным и естественным наукам. Увенчала бы этот храм науки обсерватория.
Однако смерть императрицы не позволила построить здание по изначальному проекту. Его возвели в урезанном варианте. Основное строение библиотеки, представляющее собой образец строгого классицизма, и сегодня носит название в честь своего архитектора — «Корпус Соколова».
Скончался выдающийся архитектор в Петербурге в 1824 году. Его прах покоится на Волковском кладбище Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема







