
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







