Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер