Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Рождество Христово – это время чудес и подарков. Какой же главный дар принес людям Своим Воплощением Господь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
В Священном Писании Бог называется различными именами. Так, в Ветхом Завете Его называли Сильный, Всевышний, Всемогущий, Всевидящий, Вечный, Крепкий и т.п. Все эти имена, люди давали Богу по Его проявлениям в этом мире. Есть у Бога имя, которое древние евреи почитали особо, — это имя Яхве. Считается, что его открыл людям Сам Господь.
Как бы то ни было, все эти именования демонстрируют не только величие Творца и Его доброе отношение к людям. Они ещё указывают и на ту дистанцию, которая лежит между Богом и человеком. Все эти имена — это имена Небесного Владыки. Они очень органично звучат во время ритуального богослужения или при торжественном чтении Священного Писания. Они уместны, когда мы обращаемся к Творцу от имени общины во время храмового богослужения. И это замечательно, что у человека есть такая возможность — обращаться по имени к Тому, кто является источником жизни и Творцом этого мира. Однако благодаря Воплощению Спасителя, Его Светлому Рождеству, мы получили нечто большее.
Апостол Павел говорит сегодня, что Сын Бога подчинился закону, чтобы мы получили усыновление. Очевидно, что речь идёт не о юридическом акте. Что-то изменилось в этом мире, в духовной реальности и в самой глубине человеческого существа. По словам апостола, в человеке поселился Дух Божий. Это означает, что каждый из нас благодаря воплощению, смерти и воскресению Христа получил возможность максимально близкого и прямого контакта с Владыкой мира. Господь словно взял человека за руку и ввел его не просто в прихожую дворца, не просто в гостиную. Он завёл нас туда, куда не могут зайти без стука даже самые близкие слуги Царя. В свой личный кабинет, спальню и ванную комнату. Теперь между Богом и человеком нет дистанции. И ярким свидетельством этого является обращение к Творцу. Апостол говорит, что тот Дух, который живёт теперь в нас, может обращаться к Небесному Владыке, как ребёнок к родителю. Важно, что Павел использует арамейское слово «авва». Это не просто «отец». «Отец» — это слишком официально. Так мы обращаемся к Богу в храмах во время совместной молитвы. А слово «авва» — это «папа», а лучше — «папочка», «папулечка» или даже «тата». Так Христос молился Богу в Гефсимании.
Согласитесь, это очень близко, интимно, а некоторым покажется даже фамильярно и дерзновенно. Обычно мы так с Богом не говорим. Даже в домашнем, личном общении я продолжаю общаться с Ним как на приёме у начальника. Пусть очень уважаемого, пусть любимого, пусть родного и близкого, но всё же начальника. И, по сути, я продолжаю оставаться просто Его слугой, дворецким? Пусть даже любимым и ценным, но всё же дворецким. Мне страшно войти к Богу так, как это делают маленькие дети, которые врываются утром к родителям в спальню и забираются к ним под одеяло. Этот подарок Рождества Христова я не готов принять. Мне слишком страшно. Страшно, потому что слишком близко. Потому что ко многому обязывает. Ведь мне тогда и в остальной жизни придётся перестать быть взрослым. Придётся стать немного сумасшедшим для окружающих, отказаться от своей взрослой корыстной воли и во всем обращаться за советом к Небесному Папе. Но не на это ли намекает Господь, когда призывает нас уподобиться детям? Ведь лишь в сердце такого человека Дух говорит с такой силой, что называет Бога папочкой. В душе такого человека раскрывается Царство Небесное, а Рождество никогда не проходит.
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема