Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек ломает руку или ногу, ему накладывают гипс или используют иное приспособление, чтобы зафиксировать кость в правильном положении, для того чтобы она срослась. Но что делать, когда ломается человеческая воля? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 3-й и 4-й глав послания к Галатам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Русское просторечное слово «жлоб», означающее грубого и невоспитанного человека, этимологически происходит от слова «жёлоб», то есть углубление в дереве, которое использовалось как кормушка для скота или как ясли. Первоначально употребление этого слова по отношению к человеку означало, что он ведёт себя, как маленький и невоспитанный ребёнок, не умеющий себя контролировать. В обществе такой человек всегда выделялся, ведь большинство людей всегда старалось жить по общим правилам. В нас возникают разные желания, но мы приучаемся их контролировать. Если же маленький ребёнок криком выражает желание есть, то мы не осуждаем его, потому что он ещё не умеет себя контролировать и выражать желания иным образом. Когда же ребёнок взрослеет, его учат терпению и самоконтролю. Впрочем, человека не учат всё время, он осваивает определённую культуру поведения и дальше просто живёт.
В религиозном смысле воспитание тоже чрезвычайно важно. Уже Адам и Ева получили от Бога в раю первые заповеди, из которых было понятно, как можно себя вести, а как нельзя. Пойдя на поводу у своих желаний, первые люди пали. Опыт своеволия и нарушения воли Божией привёл к тому, что самоконтроль для них оказался практически невозможен. И хотя Каина Бог ещё призывает господствовать над грехом, тот идёт на поводу у своей злобы. Можно сказать, что в грехопадении воля человека сломалась, и он отказался от Божественного воспитания. При этом взбунтовался он не только против Бога, но и против самого себя, ведь был сотворён Богом и жить по Его воле было для него так же естественно, как дышать кислородом. Впрочем, Бог не отвернулся от своего творения.
Как в Древней Греции педагог, то есть дословно «детоводитель», был тем, кто вёл ребенка в школу на встречу с учителем, тем, кто преподавал знания, так Ветхозаветный закон должен был привести человечество ко встрече со Христом, к обновлённым и преображённым отношениям с Богом. При этом, как бывает и с обычным ребенком, далёких перспектив, связанных с опытом новой жизни, людям было мало, им были нужны понятные и ощутимые плюсы уже здесь и сейчас. Поэтому, проявляя верность закону, они ждали от Бога защиты от врагов, нормального урожая и всего того, что можно было бы сравнить с наградой ребёнку за хорошее поведение.
Однако любой хороший воспитатель понимает, что в жизни ребёнка должен наступить момент, когда он осознает сам смысл воспитания и будет вести себя правильно не за награду, но просто потому, что осознал себя взрослым, не только свободным, но и ответственным членом общества. Для педагога этот момент очень важен. Собственно, именно это и открыл людям Бог, призывая их к Новому Завету: «В вас произошла поломка и был наложен гипс в виде Моисеева Закона, но теперь, пройдя воспитание и научившись жить по заповедям, вы через Христа можете стать взрослыми и сознательными детьми Божиими».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.