
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек ломает руку или ногу, ему накладывают гипс или используют иное приспособление, чтобы зафиксировать кость в правильном положении, для того чтобы она срослась. Но что делать, когда ломается человеческая воля? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 3-й и 4-й глав послания к Галатам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Русское просторечное слово «жлоб», означающее грубого и невоспитанного человека, этимологически происходит от слова «жёлоб», то есть углубление в дереве, которое использовалось как кормушка для скота или как ясли. Первоначально употребление этого слова по отношению к человеку означало, что он ведёт себя, как маленький и невоспитанный ребёнок, не умеющий себя контролировать. В обществе такой человек всегда выделялся, ведь большинство людей всегда старалось жить по общим правилам. В нас возникают разные желания, но мы приучаемся их контролировать. Если же маленький ребёнок криком выражает желание есть, то мы не осуждаем его, потому что он ещё не умеет себя контролировать и выражать желания иным образом. Когда же ребёнок взрослеет, его учат терпению и самоконтролю. Впрочем, человека не учат всё время, он осваивает определённую культуру поведения и дальше просто живёт.
В религиозном смысле воспитание тоже чрезвычайно важно. Уже Адам и Ева получили от Бога в раю первые заповеди, из которых было понятно, как можно себя вести, а как нельзя. Пойдя на поводу у своих желаний, первые люди пали. Опыт своеволия и нарушения воли Божией привёл к тому, что самоконтроль для них оказался практически невозможен. И хотя Каина Бог ещё призывает господствовать над грехом, тот идёт на поводу у своей злобы. Можно сказать, что в грехопадении воля человека сломалась, и он отказался от Божественного воспитания. При этом взбунтовался он не только против Бога, но и против самого себя, ведь был сотворён Богом и жить по Его воле было для него так же естественно, как дышать кислородом. Впрочем, Бог не отвернулся от своего творения.
Как в Древней Греции педагог, то есть дословно «детоводитель», был тем, кто вёл ребенка в школу на встречу с учителем, тем, кто преподавал знания, так Ветхозаветный закон должен был привести человечество ко встрече со Христом, к обновлённым и преображённым отношениям с Богом. При этом, как бывает и с обычным ребенком, далёких перспектив, связанных с опытом новой жизни, людям было мало, им были нужны понятные и ощутимые плюсы уже здесь и сейчас. Поэтому, проявляя верность закону, они ждали от Бога защиты от врагов, нормального урожая и всего того, что можно было бы сравнить с наградой ребёнку за хорошее поведение.
Однако любой хороший воспитатель понимает, что в жизни ребёнка должен наступить момент, когда он осознает сам смысл воспитания и будет вести себя правильно не за награду, но просто потому, что осознал себя взрослым, не только свободным, но и ответственным членом общества. Для педагога этот момент очень важен. Собственно, именно это и открыл людям Бог, призывая их к Новому Завету: «В вас произошла поломка и был наложен гипс в виде Моисеева Закона, но теперь, пройдя воспитание и научившись жить по заповедям, вы через Христа можете стать взрослыми и сознательными детьми Божиими».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема