Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек ломает руку или ногу, ему накладывают гипс или используют иное приспособление, чтобы зафиксировать кость в правильном положении, для того чтобы она срослась. Но что делать, когда ломается человеческая воля? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 3-й и 4-й глав послания к Галатам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Русское просторечное слово «жлоб», означающее грубого и невоспитанного человека, этимологически происходит от слова «жёлоб», то есть углубление в дереве, которое использовалось как кормушка для скота или как ясли. Первоначально употребление этого слова по отношению к человеку означало, что он ведёт себя, как маленький и невоспитанный ребёнок, не умеющий себя контролировать. В обществе такой человек всегда выделялся, ведь большинство людей всегда старалось жить по общим правилам. В нас возникают разные желания, но мы приучаемся их контролировать. Если же маленький ребёнок криком выражает желание есть, то мы не осуждаем его, потому что он ещё не умеет себя контролировать и выражать желания иным образом. Когда же ребёнок взрослеет, его учат терпению и самоконтролю. Впрочем, человека не учат всё время, он осваивает определённую культуру поведения и дальше просто живёт.
В религиозном смысле воспитание тоже чрезвычайно важно. Уже Адам и Ева получили от Бога в раю первые заповеди, из которых было понятно, как можно себя вести, а как нельзя. Пойдя на поводу у своих желаний, первые люди пали. Опыт своеволия и нарушения воли Божией привёл к тому, что самоконтроль для них оказался практически невозможен. И хотя Каина Бог ещё призывает господствовать над грехом, тот идёт на поводу у своей злобы. Можно сказать, что в грехопадении воля человека сломалась, и он отказался от Божественного воспитания. При этом взбунтовался он не только против Бога, но и против самого себя, ведь был сотворён Богом и жить по Его воле было для него так же естественно, как дышать кислородом. Впрочем, Бог не отвернулся от своего творения.
Как в Древней Греции педагог, то есть дословно «детоводитель», был тем, кто вёл ребенка в школу на встречу с учителем, тем, кто преподавал знания, так Ветхозаветный закон должен был привести человечество ко встрече со Христом, к обновлённым и преображённым отношениям с Богом. При этом, как бывает и с обычным ребенком, далёких перспектив, связанных с опытом новой жизни, людям было мало, им были нужны понятные и ощутимые плюсы уже здесь и сейчас. Поэтому, проявляя верность закону, они ждали от Бога защиты от врагов, нормального урожая и всего того, что можно было бы сравнить с наградой ребёнку за хорошее поведение.
Однако любой хороший воспитатель понимает, что в жизни ребёнка должен наступить момент, когда он осознает сам смысл воспитания и будет вести себя правильно не за награду, но просто потому, что осознал себя взрослым, не только свободным, но и ответственным членом общества. Для педагога этот момент очень важен. Собственно, именно это и открыл людям Бог, призывая их к Новому Завету: «В вас произошла поломка и был наложен гипс в виде Моисеева Закона, но теперь, пройдя воспитание и научившись жить по заповедям, вы через Христа можете стать взрослыми и сознательными детьми Божиими».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.