
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек ломает руку или ногу, ему накладывают гипс или используют иное приспособление, чтобы зафиксировать кость в правильном положении, для того чтобы она срослась. Но что делать, когда ломается человеческая воля? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 3-й и 4-й глав послания к Галатам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Русское просторечное слово «жлоб», означающее грубого и невоспитанного человека, этимологически происходит от слова «жёлоб», то есть углубление в дереве, которое использовалось как кормушка для скота или как ясли. Первоначально употребление этого слова по отношению к человеку означало, что он ведёт себя, как маленький и невоспитанный ребёнок, не умеющий себя контролировать. В обществе такой человек всегда выделялся, ведь большинство людей всегда старалось жить по общим правилам. В нас возникают разные желания, но мы приучаемся их контролировать. Если же маленький ребёнок криком выражает желание есть, то мы не осуждаем его, потому что он ещё не умеет себя контролировать и выражать желания иным образом. Когда же ребёнок взрослеет, его учат терпению и самоконтролю. Впрочем, человека не учат всё время, он осваивает определённую культуру поведения и дальше просто живёт.
В религиозном смысле воспитание тоже чрезвычайно важно. Уже Адам и Ева получили от Бога в раю первые заповеди, из которых было понятно, как можно себя вести, а как нельзя. Пойдя на поводу у своих желаний, первые люди пали. Опыт своеволия и нарушения воли Божией привёл к тому, что самоконтроль для них оказался практически невозможен. И хотя Каина Бог ещё призывает господствовать над грехом, тот идёт на поводу у своей злобы. Можно сказать, что в грехопадении воля человека сломалась, и он отказался от Божественного воспитания. При этом взбунтовался он не только против Бога, но и против самого себя, ведь был сотворён Богом и жить по Его воле было для него так же естественно, как дышать кислородом. Впрочем, Бог не отвернулся от своего творения.
Как в Древней Греции педагог, то есть дословно «детоводитель», был тем, кто вёл ребенка в школу на встречу с учителем, тем, кто преподавал знания, так Ветхозаветный закон должен был привести человечество ко встрече со Христом, к обновлённым и преображённым отношениям с Богом. При этом, как бывает и с обычным ребенком, далёких перспектив, связанных с опытом новой жизни, людям было мало, им были нужны понятные и ощутимые плюсы уже здесь и сейчас. Поэтому, проявляя верность закону, они ждали от Бога защиты от врагов, нормального урожая и всего того, что можно было бы сравнить с наградой ребёнку за хорошее поведение.
Однако любой хороший воспитатель понимает, что в жизни ребёнка должен наступить момент, когда он осознает сам смысл воспитания и будет вести себя правильно не за награду, но просто потому, что осознал себя взрослым, не только свободным, но и ответственным членом общества. Для педагога этот момент очень важен. Собственно, именно это и открыл людям Бог, призывая их к Новому Завету: «В вас произошла поломка и был наложен гипс в виде Моисеева Закона, но теперь, пройдя воспитание и научившись жить по заповедям, вы через Христа можете стать взрослыми и сознательными детьми Божиими».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки