Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
За две тысячи лет христианства Церковью в лике святых были прославлены тысячи людей, среди которых, пожалуй, больше всего преподобных, то есть святых монахов. Жития многих из них похожи одно на другое, чаще всего нам известна лишь самая общая информация: когда и где родился святой, когда он поступил в монастырь, какими были его монашеские подвиги, дата кончины, а также описание некоторого количества посмертных чудес, связанных с именем святого. Но есть и исключения, есть те преподобные, о которых известно достаточно много. Один из них — преподобный Серафим Саровский. 120 лет назад были обретены его мощи, и по этой причине сегодня совершается церковное торжество в честь преподобного Серафима, в ходе которого читается отрывок из 5-й и 6-й глав Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Существует множество житий преподобного Серафима Саровского. Есть также множество жизнеописаний, есть архивные документы, есть свидетельства его современников, и многое другое, что позволяет довольно подробно ознакомиться с жизнью святого. Из всего этого массива данных становится очевидным, что несмотря на призвание от Бога, преподобный Серафим далеко не сразу стал тем, кем он стал. Нет, у него не было каких-то блужданий и падений, его жизнь в этом смысле была ровной, но то состояние, о котором мы только что услышали в Послании к Галатам, не было для преподобного данностью, ему пришлось немало потрудиться ради того, чтобы стяжать любовь, радость, мир, долготерпение и всё то, что упомянул апостол Павел.
Впрочем, о том, что у плодов духа должны быть предшествующие им действия, написал и апостол: эти плоды получают «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Конечно, слова апостола могут быть понятыми несколько различными способами. Так, святитель Василий Великий полагал, что здесь речь идёт о христианском крещении: «Очевидно, что мы распинаем плоть, крестясь в воде, что есть подобие креста и смерти Иисуса, Его погребения и из мёртвых воскресения». Действительно, это так, но на этом распятие плоти не заканчивается, иначе бы все христиане имели те плоды духа, о которых написал апостол Павел. Крещение — лишь начало, ну а продолжение состоит в действиях самого человека, о чём тоже было немало сказано авторитетными толкователями апостольских посланий. В качестве примера можно привести слова блаженного Феофилакта, размышляя о тех, кто «распял плоть со страстями и похотями», он написал так: «Они не самих себя умерщвляли: под плотью ты разумей не существо плоти, а земные помыслы, так, чтобы не жили в них ни страсти гнева, ни похотения, но те и другие были распяты и умерщвлены. Или страстями он называет вообще страстные действия, происходят ли они от гнева, или от похоти».
Если же суммировать сказанное святыми толкователями Нового Завета, то получается, что обладание плодами духа невозможно без крещения, результатом которого должно стать стремление человека к уподоблению Христу в Его чистоте и целомудрии, а это немыслимо без непрестанной борьбы с живущими в любом человеке греховными стремлениями. Такая борьба чрезвычайно сложна, она требует всецелого отречения не только от привычной жизни, но и от самого себя, а то, как эта борьба может выглядеть на практике, показал преподобный Серафим Саровский, который вёл крайне аскетическую жизнь, а в какой-то момент и вовсе ушёл жить в лес, где тысячу дней и тысячу ночей провёл в молитве на каменном валуне. Преподобный совершил много подобных аскетических подвигов, и в конечном итоге всё это перестало быть для него необходимым, потому что он сумел освободиться от порабощения страстями в той степени, в которой такая свобода возможна для живого человека.
Конечно, жизнь преподобного Серафима невозможно воспроизвести. Но в этом и нет необходимости. Необходимо существенно иное: понимание, что без духовного подвига, без самоограничения и молитвы невозможно обрести свободу и дары духа, которые приближают нас к богоподобию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о послании апостола Павла к Филиппийцам: об истории написания, главных мыслях и о том, чем оно важно для нас сегодня.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер