Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает жизнь согласно закону, которая была свойственна ветхозаветной религии, и жизнь по благодати, которая открылась благодаря пришествию Иисуса Христа.
Он утверждает, что закон, который евреи получили через Моисея и которому они следовали во всей своей жизни, это начальная стадия религиозности. Она необходима для того, чтобы человек научился элементарным правилам поведения с окружающими и усвоил себе первоначальные сведения о Боге и о том, что значит быть верующим человеком. Для того, кто прошёл эту школу, Господь открывает мир Своей благодати. Именно это и произошло благодаря пришествию Спасителя. Человечество приглашают перейти из начальной школы в старшие классы. Отныне Бог призывает людей основывать свою жизнь на Божественной благодати. Поэтому Павел спрашивает христиан Галатии: «зачем вы постоянно возвращаетесь к прежнему образу жизни, зачем продолжаете цепляться за закон? Ведь у вас есть нечто более совершенное». Иными словами, он упрекает своих адресатов в том, что они продолжают следовать многочисленным ритуальным предписаниям иудеев и продолжают держаться формального благочестия. В частности, апостол упоминает о ветхозаветном почитании праздников, таких, как суббота, новомесячие и другие большие событий годичного цикла, которые праздновались иудеями и которые продолжали отмечать христиане, пришедшие в церковь из иудаизма.
Всё это, как и другие постановления ветхозаветной религии, апостол называет «немощными» и «бедными» «вещественными началами», которые порабощают человека. И причин тому несколько. Во-первых, закон немощный потому, что он не в состоянии дать человеку ни прощения совершённых грехов, ни помочь в будущем победить грех и несовершенство. Во-вторых, какую бы норму закона мы не взяли, она способна разрешить всего лишь одну ситуацию, подсказать, что правильно, а что нет, всего лишь в одном случае. В каждом новом обстоятельстве необходимо искать новое правило поведения. Наконец, в-третьих, закон не может дать человеку спасения. Как бы тщательно мы не соблюдали нормы религиозной традиции, само по себе это не приближает нас к Царству Небесному.
В отличие от этого благодать Божия, как говорит Писание, многообразна. В каждой новой ситуации она подсказывает человеку, как ему необходимо действовать, чтобы не согрешить против Бога и ближнего. Тот, в ком она живёт, просто не в состоянии совершить низкий поступок. Она словно выжигает в нашем сердце всё нечистое и греховное. Преображает наш ум, наши чувства, слова и поступки. Это нечто вроде сверхъестественной интуиции, которая ведёт нас по жизненному пути, не позволяя сбиться с курса спасения.
Всё это актуально и для нас, современных христиан. Мы должны помнить, что Господь стал человеком не для того, чтобы принести нам новый свод ритуальных правил, новую версию церковного устава. Он пришёл не для того, чтобы перезапустить игру, в которой Бог — карающий судия, а человек — игрок, единственная задача которого набрать как можно больше очков, не нарушив ни одной установленной нормы формального благочестия. Христос говорит прямо: «Я пришёл для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком». А для этого мы должны лишь просто сместить акценты в своей церковной жизни: уделять больше внимания не исполнению внешних обрядовых предписаний, а все свои силы направить на исполнение главной Евангельской заповеди, которая и открывает нас для принятия божественной благодати, — заповеди о милости, прощении и любви ко всем тем, кто окружает нас здесь и сейчас.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых