
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 204 зач., II, 21 — III, 7.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел поднимает одну из центральных тем своих посланий: он сопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере и говорит, что спасает только дело веры. Дела закона спасти не могут. О чём идёт речь? Под делами закона апостол подразумевает совершение ритуальных действий, соблюдение формальных норм благочестия, а также следование букве религиозного закона, одним словом, всё то, что было широко распространено в иудейской среде того времени. Иудеи считали, что следование этому пути обязательно приведёт их ко спасению. Поэтому они разработали огромное количество мелких предписаний на все случаи жизни. И это не случайно. Они искренне боялись ошибиться, сделать что-то не так, нарушить какой-то запрет или норму и прогневать Бога. Поэтому всё у них было просчитано, взвешено, измерено. Каждый шаг был регламентирован. Можно сказать, что таким образом они пытались взять под контроль всю духовную сферу. Так они делали для себя предсказуемой реакцию Бога. У них появлялась уверенность, что Он точно, на сто процентов их спасает. Можно было безмятежно жить и заниматься своими делами. Человек ощущал себя у руля. Ощущал, что твёрдо стоит на ногах. У него всё схвачено. Проблема в том, что желания и планы Самого Бога здесь как-то не очень учитывались. Так работает человеческий эгоизм в духовной сфере.
Этому образу жизни и мысли апостол противопоставляет Авраама. Давайте представим себе ситуацию этого человека. Ему было 75 лет, когда Господь призвал его оставить всё и переселиться в Палестину. Он обещает, что там у него родится ребёнок. Авраам это делает. Идёт в Палестину. А вот Господь надолго замолкает. В Библии это молчание длится всего несколько абзацев. Но для старца это были долгие-долгие годы. Годы, наполненные простыми буднями и рутиной. И на фоне этих дней только он один и его бесплодная престарелая жена. При этом ни кола, ни двора. Они скитальцы в своей же земле, наполненной чужаками. Но Авраам не уходит ни в плодородный Египет, ни в родную Месопотамию. Он ждёт. Ждёт неизвестно чего. Он ничего не контролирует. Он не знает, что будет завтра, никаких прогнозов. Но всё равно ждёт. Словно висит в пустоте. Без почвы под ногами. Он как-то умудряется держать в центре своей жизни Того, Кто позвал его сюда. При этом сам совершенно не понимает, как может разрешиться его проблема. И вот Бог даёт ему радость. От него столетнего и его девяностолетней жены рождается здоровый ребёнок. Спустя 25 лет ожиданий, сомнений, полной неизвестности и непредсказуемости. Проходит ещё немного лет и Господь говорит: «а теперь принеси мне своего сына в жертву». Опять нарушены все планы. Опять жизнь кувырком. Только прикоснулся к такому желанному счастью, и земля снова ушла из-под ног. Но Авраам опять доверился Богу, и опять шагнул в неизвестность. В ту жизнь, которую он совершенно не может контролировать. Где всё контролирует Господь, а ты идёшь вслепую, в темноте. Просто на волевых и на доверии.
Для иудеев, о которых пишет апостол Павел, у которых был взвешен и отмерен каждый шаг, которые пытались контролировать своё спасение бесконечными ритуалами, так жить — безумие. Они боялись такого неконтролируемого и непредсказуемого Бога, который в следующий момент может попросить раздать всё и следовать за Ним. Наверное, поэтому они и не приняли Его. Поэтому и не получили Духа Святого, который бы помог им Его узнать в странствующем проповеднике. Поэтому они и распяли Его. А Бог, Который так любит быть свободным и не любит, чтобы Его просчитывали, прошёл через ад и воскрес, нарушив все мыслимые и предсказуемые законы. И дал Своим ученикам ту же радость, которую испытал Авраам, когда ему открылся весь замысел Творца о нём и его сыне, которого Бог оставил в живых и сделал великим патриархом.
Этот же Бог обращается и к нам со словами «не заботьтесь о том, что будет завтра, пусть завтрашний день сам о себе позаботится». Не заботьтесь о своём спасении так, как это делали иудеи. Не думайте, что крещение, участие в богослужебном ритуале, перечисление грехов на исповеди, частое причастие, внешнее благочестие, сами по себе спасут вас. Не думайте, что они сами по себе дадут вам прощение грехов и ваша жизнь наполнится светом и благодатью. Ведь Я уже вас спас, Я уже простил вам все грехи, Я уже дал вам Свою благодать. Вы просто не можете её принять. Не можете, так как всё ещё пытаетесь просчитать как же вам спастись поспокойней, без потрясений и ущерба для своего комфортного самолюбия. Без ситуаций, когда нужно идти к своему самому злому обидчику и врагу и признавать перед ним свою часть неправоты в давно забытом конфликте. Без ситуаций, когда нужно быть до боли честным перед собой и людьми, когда будет страдать мой эгоизм, а мне будет страшно, что же будет завтра, что обо мне подумают, не выгляжу ли я смешным и нелепым, не потеряю ли я свой статус. Но ведь это и есть Мой путь моей главной заповеди о любви, без исполнения которой ни одно таинство в Церкви не сможет заработать в полную меру. Это и есть те действия, которые ставят Меня в центр Вашей жизни. А Я всегда всё направляю к самому лучшему.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Сегодня Православная Церковь продолжает отмечать событие Пятидесятницы. И второй день этого праздника называется день Святого Духа. Ещё во время Своей земной жизни Иисус Христос обещал апостолам, что когда Он уйдёт, то Его ученики не останутся одни. Вместо Него к ним придёт Утешитель. Так Евангелие называет третье лицо Святой Троицы — Духа Божия. Именно Он сошёл на учеников в день Пятидесятницы, именно Он живёт и действует в Церкви до настоящего момента. Отрывок из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением, рассказывает о том, что необходимо сделать верующему человеку для того, чтобы не только ощутить присутствие Святого Духа в своей жизни, но также поддерживать и углублять отношения с Ним. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Первый совет, который даёт нам апостол, — непрестанное познание воли Божией. Верующий во Христа призван ежедневно и ежечасно приучить себя задавать в своём сердце вопрос: «Господи, а то, что я сейчас делаю, это Тебе угодно?». Или же: «Боже, а как Ты хочешь, чтобы я поступил в этой ситуации?» По-хорошему, ни одно наше действие не должно совершаться бездумно, на автопилоте. Каждый свой шаг нам необходимо начинать с вопроса и стараться увидеть ответ на этот вопрос. Каким же образом?
Замечательный способ предлагает сам апостол Павел: всё, что делается, должно делаться словно во свете. Иначе говоря, когда нас посетит какая-то мысль или чувство, когда мы захотим сказать какое-то слово или совершить дело, необходимо спросить себя: «а что, если это будет происходит на виду у всех?» И после этого прислушаемся, что скажет нам наша совесть. Обычно она довольно чутко реагирует на всё тёмное и нечистое. Поэтому мы и склонны скрывать свои грешки и страстишки от окружающих. И, наоборот, всё то, что от Бога, она приветствует и не возмущается этому.
Однако иногда ситуация бывает непростой и моя совесть может просто промолчать. Или же я сам могу обманываться. Поэтому, чтобы держать себя во свете, необходимо ещё и уметь открыться другому. Если мы хотим духовно расти, необходим хотя бы один человек, перед которым я могу быть честным, который сможет посмотреть на меня со стороны и от которого я готов принять обратную связь. Об этом прямо пишет апостол Иаков: «Исповедайте друг другу согрешения». И речь не только о Таинстве исповеди, речь о любой беседе с тем, кому мы доверяем, и чья духовная жизнь и манера общения с Богом нас привлекает.
Второй совет апостола для поддержания связи с Духом Святым звучит так: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Речь идёт не только о чрезмерном употреблении спиртного. Но и о том, чтобы избегать всего, что, подобно вину, дурманит наше сознание и сковывает нашу волю. Например, не меньше крепких напитков могут увлечь романтические отношения, деньги, власть, игры, еда, забота о собственном теле и многое другое. Мы умеем так зацикливаться на этих вещах, что становимся похожи на пьяниц, которые теряют власть над собой. Все наши мысли и чувства, наши слова и поступки зависят от объекта вожделения. Но явно не от Бога. А потому Дух Святой покидает наше сердце. Нами управляет одержимость.
Наконец, апостол Павел призывает нас «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными». То есть необходимо формировать верный образ мысли и чувства при помощи священных текстов. И это очень логичная рекомендация. Как говорил в своё время поэт Иосиф Бродский, «я то, что я читаю». Человек, который с утра до вечера смотрит сериалы, читает жёлтую прессу, без конца просматривает новостные сайты, так и воспринимает этот мир. Через призму полученной информации. И напротив. Иной образ реальности возникает в сознании того, кто напитывает себя в первую очередь священными текстами. У такого человека совсем иная перспектива обзора и точка зрения. У него складываются совсем иные модели реакций, оценки и поведения. Очевидно, что Дух Божий придёт скорее к такому человеку, чем к тому, чьё сознание напоминает большую свалку или барахолку.
Прислушаемся к советам апостола Павла! И, возможно, внезапно для самих себя ощутим действия Бога в нашей жизни ещё сильнее и отчетливей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Отдых на природе для ребят из детских домов

Каждое лето фонд «Спасибо» из города Ярославля организует для воспитанников и выпускников областных детских домов отдых на природе с палатками. Такие события дают ребятам возможность обрести друзей, поделиться знаниями и опытом, научиться командной работе и самостоятельности.
Люся — выпускница интерната. Она уже не первый раз участвует в летних выездах, организованных фондом. Девушке нравится общаться со сверстниками, играть в спортивные игры на свежем воздухе, особенно в волейбол. Во время предыдущих поездок Люся познакомилась с теми, кто также, как и она, тянется к здоровому и активному образу жизни. Это вдохновило её продолжать работать над собой и развиваться в спорте.
Помимо разных активностей, во время совместного отдыха на природе ребята учатся устанавливать палатки, готовить еду на костре и заботиться друг о друге. Но самое главное — они обретают поддержку и ощущение своей ценности.
Артём, тоже выпускник детского дома, впервые отправился на отдых вместе с фондом «Спасибо» в прошлом году. Вечера у костра, когда ребята общаются в доверительной обстановке и делятся своими впечатлениями и планами, стали для юноши откровением. «Я понял, что мои мысли интересны другим и что я тоже могу ставить себе цели в жизни», — делится Артём.
Чтобы в этом летнем сезоне фонду вновь удалось организовать выезд на природу для ребят из детских домов и выпускников, ему важна поддержка. Необходимо оплатить аренду палаток, закупить спортивный инвентарь и еду. При желании вы можете в этом помочь. Сделайте любой благотворительный взнос на сайте ярославского фонда «Спасибо», либо предложите свой вариант участия, позвонив по номеру: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История Киева». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел об истории города Киева в средние века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «История Киева». Сергей Алексеев
- «Историк Роберт Юрьевич Виппер». Татьяна Агейчева
- «Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов