Гал., 204 зач., II, 21 — III, 7.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел поднимает одну из центральных тем своих посланий: он сопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере и говорит, что спасает только дело веры. Дела закона спасти не могут. О чём идёт речь? Под делами закона апостол подразумевает совершение ритуальных действий, соблюдение формальных норм благочестия, а также следование букве религиозного закона, одним словом, всё то, что было широко распространено в иудейской среде того времени. Иудеи считали, что следование этому пути обязательно приведёт их ко спасению. Поэтому они разработали огромное количество мелких предписаний на все случаи жизни. И это не случайно. Они искренне боялись ошибиться, сделать что-то не так, нарушить какой-то запрет или норму и прогневать Бога. Поэтому всё у них было просчитано, взвешено, измерено. Каждый шаг был регламентирован. Можно сказать, что таким образом они пытались взять под контроль всю духовную сферу. Так они делали для себя предсказуемой реакцию Бога. У них появлялась уверенность, что Он точно, на сто процентов их спасает. Можно было безмятежно жить и заниматься своими делами. Человек ощущал себя у руля. Ощущал, что твёрдо стоит на ногах. У него всё схвачено. Проблема в том, что желания и планы Самого Бога здесь как-то не очень учитывались. Так работает человеческий эгоизм в духовной сфере.
Этому образу жизни и мысли апостол противопоставляет Авраама. Давайте представим себе ситуацию этого человека. Ему было 75 лет, когда Господь призвал его оставить всё и переселиться в Палестину. Он обещает, что там у него родится ребёнок. Авраам это делает. Идёт в Палестину. А вот Господь надолго замолкает. В Библии это молчание длится всего несколько абзацев. Но для старца это были долгие-долгие годы. Годы, наполненные простыми буднями и рутиной. И на фоне этих дней только он один и его бесплодная престарелая жена. При этом ни кола, ни двора. Они скитальцы в своей же земле, наполненной чужаками. Но Авраам не уходит ни в плодородный Египет, ни в родную Месопотамию. Он ждёт. Ждёт неизвестно чего. Он ничего не контролирует. Он не знает, что будет завтра, никаких прогнозов. Но всё равно ждёт. Словно висит в пустоте. Без почвы под ногами. Он как-то умудряется держать в центре своей жизни Того, Кто позвал его сюда. При этом сам совершенно не понимает, как может разрешиться его проблема. И вот Бог даёт ему радость. От него столетнего и его девяностолетней жены рождается здоровый ребёнок. Спустя 25 лет ожиданий, сомнений, полной неизвестности и непредсказуемости. Проходит ещё немного лет и Господь говорит: «а теперь принеси мне своего сына в жертву». Опять нарушены все планы. Опять жизнь кувырком. Только прикоснулся к такому желанному счастью, и земля снова ушла из-под ног. Но Авраам опять доверился Богу, и опять шагнул в неизвестность. В ту жизнь, которую он совершенно не может контролировать. Где всё контролирует Господь, а ты идёшь вслепую, в темноте. Просто на волевых и на доверии.
Для иудеев, о которых пишет апостол Павел, у которых был взвешен и отмерен каждый шаг, которые пытались контролировать своё спасение бесконечными ритуалами, так жить — безумие. Они боялись такого неконтролируемого и непредсказуемого Бога, который в следующий момент может попросить раздать всё и следовать за Ним. Наверное, поэтому они и не приняли Его. Поэтому и не получили Духа Святого, который бы помог им Его узнать в странствующем проповеднике. Поэтому они и распяли Его. А Бог, Который так любит быть свободным и не любит, чтобы Его просчитывали, прошёл через ад и воскрес, нарушив все мыслимые и предсказуемые законы. И дал Своим ученикам ту же радость, которую испытал Авраам, когда ему открылся весь замысел Творца о нём и его сыне, которого Бог оставил в живых и сделал великим патриархом.
Этот же Бог обращается и к нам со словами «не заботьтесь о том, что будет завтра, пусть завтрашний день сам о себе позаботится». Не заботьтесь о своём спасении так, как это делали иудеи. Не думайте, что крещение, участие в богослужебном ритуале, перечисление грехов на исповеди, частое причастие, внешнее благочестие, сами по себе спасут вас. Не думайте, что они сами по себе дадут вам прощение грехов и ваша жизнь наполнится светом и благодатью. Ведь Я уже вас спас, Я уже простил вам все грехи, Я уже дал вам Свою благодать. Вы просто не можете её принять. Не можете, так как всё ещё пытаетесь просчитать как же вам спастись поспокойней, без потрясений и ущерба для своего комфортного самолюбия. Без ситуаций, когда нужно идти к своему самому злому обидчику и врагу и признавать перед ним свою часть неправоты в давно забытом конфликте. Без ситуаций, когда нужно быть до боли честным перед собой и людьми, когда будет страдать мой эгоизм, а мне будет страшно, что же будет завтра, что обо мне подумают, не выгляжу ли я смешным и нелепым, не потеряю ли я свой статус. Но ведь это и есть Мой путь моей главной заповеди о любви, без исполнения которой ни одно таинство в Церкви не сможет заработать в полную меру. Это и есть те действия, которые ставят Меня в центр Вашей жизни. А Я всегда всё направляю к самому лучшему.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.