Гал., 204 зач., II, 21 — III, 7.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел поднимает одну из центральных тем своих посланий: он сопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере и говорит, что спасает только дело веры. Дела закона спасти не могут. О чём идёт речь? Под делами закона апостол подразумевает совершение ритуальных действий, соблюдение формальных норм благочестия, а также следование букве религиозного закона, одним словом, всё то, что было широко распространено в иудейской среде того времени. Иудеи считали, что следование этому пути обязательно приведёт их ко спасению. Поэтому они разработали огромное количество мелких предписаний на все случаи жизни. И это не случайно. Они искренне боялись ошибиться, сделать что-то не так, нарушить какой-то запрет или норму и прогневать Бога. Поэтому всё у них было просчитано, взвешено, измерено. Каждый шаг был регламентирован. Можно сказать, что таким образом они пытались взять под контроль всю духовную сферу. Так они делали для себя предсказуемой реакцию Бога. У них появлялась уверенность, что Он точно, на сто процентов их спасает. Можно было безмятежно жить и заниматься своими делами. Человек ощущал себя у руля. Ощущал, что твёрдо стоит на ногах. У него всё схвачено. Проблема в том, что желания и планы Самого Бога здесь как-то не очень учитывались. Так работает человеческий эгоизм в духовной сфере.
Этому образу жизни и мысли апостол противопоставляет Авраама. Давайте представим себе ситуацию этого человека. Ему было 75 лет, когда Господь призвал его оставить всё и переселиться в Палестину. Он обещает, что там у него родится ребёнок. Авраам это делает. Идёт в Палестину. А вот Господь надолго замолкает. В Библии это молчание длится всего несколько абзацев. Но для старца это были долгие-долгие годы. Годы, наполненные простыми буднями и рутиной. И на фоне этих дней только он один и его бесплодная престарелая жена. При этом ни кола, ни двора. Они скитальцы в своей же земле, наполненной чужаками. Но Авраам не уходит ни в плодородный Египет, ни в родную Месопотамию. Он ждёт. Ждёт неизвестно чего. Он ничего не контролирует. Он не знает, что будет завтра, никаких прогнозов. Но всё равно ждёт. Словно висит в пустоте. Без почвы под ногами. Он как-то умудряется держать в центре своей жизни Того, Кто позвал его сюда. При этом сам совершенно не понимает, как может разрешиться его проблема. И вот Бог даёт ему радость. От него столетнего и его девяностолетней жены рождается здоровый ребёнок. Спустя 25 лет ожиданий, сомнений, полной неизвестности и непредсказуемости. Проходит ещё немного лет и Господь говорит: «а теперь принеси мне своего сына в жертву». Опять нарушены все планы. Опять жизнь кувырком. Только прикоснулся к такому желанному счастью, и земля снова ушла из-под ног. Но Авраам опять доверился Богу, и опять шагнул в неизвестность. В ту жизнь, которую он совершенно не может контролировать. Где всё контролирует Господь, а ты идёшь вслепую, в темноте. Просто на волевых и на доверии.
Для иудеев, о которых пишет апостол Павел, у которых был взвешен и отмерен каждый шаг, которые пытались контролировать своё спасение бесконечными ритуалами, так жить — безумие. Они боялись такого неконтролируемого и непредсказуемого Бога, который в следующий момент может попросить раздать всё и следовать за Ним. Наверное, поэтому они и не приняли Его. Поэтому и не получили Духа Святого, который бы помог им Его узнать в странствующем проповеднике. Поэтому они и распяли Его. А Бог, Который так любит быть свободным и не любит, чтобы Его просчитывали, прошёл через ад и воскрес, нарушив все мыслимые и предсказуемые законы. И дал Своим ученикам ту же радость, которую испытал Авраам, когда ему открылся весь замысел Творца о нём и его сыне, которого Бог оставил в живых и сделал великим патриархом.
Этот же Бог обращается и к нам со словами «не заботьтесь о том, что будет завтра, пусть завтрашний день сам о себе позаботится». Не заботьтесь о своём спасении так, как это делали иудеи. Не думайте, что крещение, участие в богослужебном ритуале, перечисление грехов на исповеди, частое причастие, внешнее благочестие, сами по себе спасут вас. Не думайте, что они сами по себе дадут вам прощение грехов и ваша жизнь наполнится светом и благодатью. Ведь Я уже вас спас, Я уже простил вам все грехи, Я уже дал вам Свою благодать. Вы просто не можете её принять. Не можете, так как всё ещё пытаетесь просчитать как же вам спастись поспокойней, без потрясений и ущерба для своего комфортного самолюбия. Без ситуаций, когда нужно идти к своему самому злому обидчику и врагу и признавать перед ним свою часть неправоты в давно забытом конфликте. Без ситуаций, когда нужно быть до боли честным перед собой и людьми, когда будет страдать мой эгоизм, а мне будет страшно, что же будет завтра, что обо мне подумают, не выгляжу ли я смешным и нелепым, не потеряю ли я свой статус. Но ведь это и есть Мой путь моей главной заповеди о любви, без исполнения которой ни одно таинство в Церкви не сможет заработать в полную меру. Это и есть те действия, которые ставят Меня в центр Вашей жизни. А Я всегда всё направляю к самому лучшему.
Любовь слепа? Анна Тумаркина
Из Первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам мы многое узнаем о природе любви. В частности, что любовь «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» Как-то раз, листая соцсети я наткнулась на пост в одном из Интернет-сообществ, посвященных религии и философии о том, что в своем послании апостол говорит о какой-то идеалистической, слепой любви. О влюбленности, которая похожа на царство волшебных грез, розовых пони и пушистых единорогов. Обитатели такого царства, наверное, розовые очки не снимают даже перед сном.
Разумеется, это неверно, и любовь в понимании святого апостола Павла весьма далека от идеализма или романтической влюбленности. Одна история из жизни убедила меня в том, что любовь далеко не слепа, а напротив: необыкновенно, сверхъестественно наблюдательна.
У моей знакомой родился долгожданный сын, шустрый голубоглазый малыш. Рос, как все дети, не по дням, а по часам. И вот ему исполнилось три года. Ребенок активно играл, познавал мир, учился себя обслуживать... только не говорил. Лепетал что-то вроде «на-на-на», «да-да-да», изредка радовал словом «мама», но не более того.
Бабушка и дедушка жизнерадостного малыша всерьез забили тревогу. Ведь их дочь заговорила уже в год и два месяца, а внук все молчал. Подруги периодически намекали, а то и прямо призывали ее показать сына то одному профессору, то другому. Предлагали телефоны и адреса дорогих частных клиник, даже каких-то травниц и знахарей. Воспитатели хвалили мальчика за добродушие и понятливость, но озабоченно качали головой, когда читали в медицинской карте ребенка: «Задержка речевого развития».
А сама молодая мама оставалась спокойна. Даже тогда, когда мальчику исполнилось уже три года и четыре месяца, а он все лепетал свои «на-на-на». Спокойной она была и тогда, когда в три с половиной ребенок заговорил: никакого особенного ликования, никаких «ну наконец-то» или «я уж, было, отчаялась».
Впоследствии знакомая рассказывала, что внимательно наблюдала за мальчиком, занималась с ним, как рекомендовали врачи и подмечала, как с каждым днем его речь становится хоть чуточку, но богаче. Вот новая интонация появилась, а вот и новые звуки, слоги.
Она горячо молилась. Верила Богу, верила в своего сына. У нее не было никаких специальных знаний, только любовь сделала мою знакомую необыкновенно чуткой и наблюдательной. В своем спокойствии молодая мама оказалась права: речевое развитие ребёнка хоть и запаздывало, но впоследствии нормализовалось. Ее сын не отличался от сверстников. Говорил хорошо, внятно, много, иногда даже слишком много.
Эта история — пример того, насколько ясно и далеко видящей может быть любовь. Она всегда больше, чем любые установки, сомнения и даже знания, какими бы правдивыми и обоснованными они ни казались.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. О гражданстве в Царствии Небесном
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
О гражданстве в Царствии Небесном — священник Родион Петриков.
В земной жизни иметь гражданство и прописку очень важно. Это дает не только чувство дома, но и внутреннее ощущение, что ты здесь свой и свой среди своих.
Апостол Павел обращается к христианам и дает совершенно новое понимание своего места в мире. «Вы не чужие для Бога и Его святых, а свои — Господу и Его людям». Ты, христианин, не пришелец на земле, который брошен в лабиринт временной жизни без подсказок и сопровождения, без возможности приблизиться к небу. Нет, ты — коренной житель Небесного Отечества, законный гражданин благодатного Царства Христа. А все христиане — это возлюбленные чада и наследники, имеющие духовный паспорт с небесной пропиской в уготованных Христом обителях.
Подобно тому, как народ, желавший мира с Римом, собрав дары, приходил к вечному городу и его принимали как римских граждан, так и любой, принимающий веру христианскую, становится согражданином святых и своим Богу. Самопонимание христианина — это видение себя гражданином, которому даровано право жить в небесном граде Иерусалиме, там, где всех нас ждут с любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О подвиге Преподобного Петра Галатийского
Сегодня 8 декабря. День памяти Преподобного Петра Галатийского, Молчальника.
О его подвиге — протоиерей Андрей Ефанов.
В совсем юном возрасте преподобный Петр оставляет родителей, чтобы уединенно подвязаться в пустынном месте близ Галатии. Пищей ему был простой хлеб, а питьем — вода. И пребывая в непрестанных молитвах и строгом посте, Петр сподобился дара чудотворения, исцелял многие болезни и изгонял демонов и одержимых бесами.
Предстал пред Богом преподобный Петр в преклонном возрасте. По различным данным, то ли в 90, то ли в 99 лет.
Самый известный случай исцеления связан с историей одной женщины, которая пришла к преподобному в яркой одежде и с макияжем. Святой обличил женщину и, вызвав у нее глубокое раскаяние, исцелил от болезни глаз.
Современное общество относится к макияжу как к необходимому атрибуту внешнего вида женщины. В связи с этим, не лишним будет вспомнить слова преподобного Петра Антиохийского: «Думая, что телу не хватает необходимого, вы обвиняете Творца в некоторого рода бессилии».
Все выпуски программы Актуальная тема