
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Варфоломеевская ночь» — уже само по себе это выражение вызывает внутреннюю дрожь. «Варфоломеевской ночью» принято называть массовое убийство протестантов во Франции, устроенное католиками 24 августа 1572 года — в канун дня святого Варфоломея по западному календарю. По различным оценкам, только в Париже в этот день погибло около двух тысяч человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч граждан королевства. Чтобы случайно не поранить или не убить друг друга католики нашивали на одежду и головные уборы белые кресты. Таким образом, массовое убийство одних христиан другими проходило, к сожалению, под знаком Креста Господня.
Варфоломеевская ночь, при всей своей жестокости, является всего лишь одним эпизодом из печальной истории межхристианских конфликтов на западе. Тут можно вспомнить и крестовые походы, и Тридцатилетнюю войну, и деятельность инквизиции. Религиозные гонения осуществлялись и в нашей стране — достаточно вспомнить преследование старообрядцев. Ошибочность таких действий была впоследствии всё же признана.
В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет о вражде, способной возникнуть на религиозной почве. Апостол Павел пишет в послании к галатам, что не существует верующих первого и второго сорта. Если человек пришел в Церковь, принял крещение, его нужно, как минимум, уважать, а в идеале — любить, как самого близкого и дорогого сердцу родственника. В целом же инструментами евангельской проповеди для Павла являются не внешние, а, прежде всего, внутренние средства: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Все перечисленные добродетели служат основой христианской инаковости — того, что действительно отличает или должно отличать учеников Господа Иисуса от окружающего их мира. Именно любви, радости, мира, на самом деле, ищут все люди. Но, к сожалению, подчас устремляются за их ложными двойниками, миражами. Или же начинают полагать, что перечисленных Павлом плодов можно достичь не благодаря усердной работе над собой, а с помощью внешних средств — политики, например.
Ровно так считали французы — инициаторы Варфоломеевской ночи. В их понимании для воцарения желанного мира и благоденствия нужно было физически уничтожить инакомыслящих. Но такое рвение лишь удаляет человека от общения с Богом — «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». Сердцеведец Господь всегда ясно видит, какими мотивами мы на самом деле руководствуемся.
За одними и теми же словами, поступками могут скрываться совершенно разные причины. И если мы чувствуем, что на самом деле хотим обидеть человека, а не помочь ему исправиться, лучше, например, промолчать. Ничего кроме ответного раздражения наше гневное вразумление не принесёт. Указывать на ошибки другого можно лишь в одном случае — если мы действительно любим, уважаем человека и хотим ему добра. Это проявляется, прежде всего, в том, что мы имеем внутреннюю готовность не просто сказать какие-то слова, но и принять деятельное участие в жизни ближнего — поддержать его в деле исправления ошибок и помочь, в итоге, от этого бремени избавиться.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема