Гал., 204 зач., II, 21 — III, 7.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к Галатам с пламенной речью, в которой говорит о соотношении закона и благодати. С богословской точки зрения все это он уже сформулировал в послании к римлянам, но здесь, в сегодняшнем чтении важно увидеть не только богословские взгляды апостола, но и услышать его пастырские переживания за учеников.
В чем же была причина его возмущения? Впервые придя к Галатам, апостол рассказал им о Христе и том благодатном освобождении от греха, которое мы получаем из-за Его смерти и воскресения. Апостол говорил о подвиге Спасителя так живо и подробно, что его слушатели будто бы присутствовали при распятии. Он хотел, чтобы они со всей искренностью приняли новые отношения с Богом, которые предполагают совершенно иную глубину и задают совершенно иные основания нравственности. Выбрав их, человек не столько начинает новую жизнь, сколько получает ее от Бога, в даре Святого Духа, который наставляет его на всякую правду. Это не новые правила — это новые отношения. И эти отношения возможны только во Христе.
Апостол благовествовал галатам и они ему поверили. Потом после него пришли иудействующие и стали говорить, что без соблюдения закона — общение с Богом невозможно.
Что было делать галатам? Они были простыми язычниками, которые поверили в единого Бога. Павел рассказал им о Нем, рассказал о грехе и, конечно, рассказал о спасении. Но у тех, кто пришел после него была своя логика. Люди, жившие в римской империи, как и мы сегодня, прекрасно знали, что такое официальные отношения, оговоренные договором. У всех есть свои задачи и обязательства и каждый должен их исполнять. В данном случае Бог дал людям закон, а они ждали от него благополучия.
Но Павел благовествовал им не просто благополучие — он благовествовал им спасение и новую жизнь.
Законные отношения были сложны для исполнения, потому что правил было много и их надо было исполнять. Но эти отношения были понятнее и требовали меньшего сердечного участия. Тем, кто жил в римской империи не надо было объяснять, что такое закон, они прекрасно это знали. Поэтому, услышав оппонентов Павла, галаты испугались, что чего-то важного не сделают и Бог отвернется от них, посчитав их недостойными.
И от того, что они с высоты сердечных и очень близких отношений с Богом, которые дарованы им во Христе, готовы были вернуться к договору и закону, апостол пришел в ужас. Он напоминает им Авраама, который, конечно, совершал праведные дела, но в основе лежала вера, как личные и глубоко доверительные отношения с Творцом.
К сожалению, и сегодня, мы чаще переживаем за формальную норму, исполненную или неисполненную, чем за то, как складываются наши отношения с Богом... У Авраама не было никаких правил, но у него была такая вера, что это позволило называть его другом Божиим. Не потому, что он жил как хотел, совсем нет... а потому что личные отношения сделали его жизнь не просто правильной, но и праведной.
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







