Флп., 238 зач., I, 20-27.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Почему мы склонны бояться смерти? Ответ на этот вопрос может быть сведён к биологической причине: смерти боятся все живые существа, так как смерть входит в противоречие с инстинктом самосохранения, который, впрочем, человек может преодолеть. Также в качестве ответа можно сослаться на библейскую истину о том, что смерти не было в первоначальном замысле Бога о мире, и вошла она в нашу жизнь лишь после грехопадения прародителей, а потому и относимся мы к ней как к чему-то противоестественному и в высшей степени отталкивающему. Ещё одним ответом может стать ответ христианский: для христиан смерть — это встреча со Христом лицом к лицу, и, если мы боимся такой встречи, значит что-то не так с нашей духовной жизнью, значит, мы слишком сильно привыкли жить ради самих себя и забыли о своём христианском призвании. Апостол Павел не боялся смерти. Он её жаждал, ведь смерть для него не была абсолютным финалом, она лишь начало — начало теснейшего пребывания со Христом. Об этом апостол Павел написал в 1-й главе Послания к Филиппийцам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
Апостол Павел совершенно ясно написал филиппийским христианам, что он желает «разрешиться и быть со Христом». То греческое слово, которое переведено здесь как «разрешиться», имеет несколько значений, но в этом тексте у него может быть только одно прочтение: под ним стоит понимать смерть. То есть апостол хотел умереть, чтобы быть со Христом, в этом он видел для себя высшее благо, и к этому благу стремился. Конечно, в словах апостола нет и намёка на какое бы то ни было деструктивное поведение или же сознательное подвергание себя опасности в надежде умереть. Говоря о собственной кончине, апостол имел в виду исключительно естественное течение событий, при котором жизнь и смерть в руках Божиих, а потому его слова можно перефразировать и сказать, что стремление апостола было в как можно более скором завершение земного странствования по воле Божией. А уж как это Бог устроит — Павла совершенно не интересовало, для него важно было, чтобы и его жизнь, и его кончина были проявлением воли Божией. Естественно, что при таком настроении у апостола не было никакого страха, он воспринимал свою жизнь как полностью подчинённую Богу, именно эта подчинённость и уничтожала всякий страх.
Если вдуматься, то смерть страшит верующего человека вовсе не потому, что мы, подобно атеистам, полагаем, что «за гробом нету ничего», нам страшно из-за того, что со смертью прекратится возможность жить по собственной воле, а если сказать прямо, то мы боимся устранения возможности совершать грехи. В том, что суть наших страхов состоит в нежелании расставаться с грехом, легко убедиться: достаточно представить себе обстановку, при которой мы жёстко ограничены в проявлении грехов, причём даже тех грехов, которые привыкли считать безобидными, к примеру, мы лишены интернета и гаджетов, и живём так, как живут монахи-отшельники, у которых нет никаких благ цивилизации, а есть простые домики с небольшим натуральным хозяйством и непрестанная молитва. Со стороны такая жизнь может показаться привлекательной, но если представить себя на месте этих людей, то делается немного жутковато, потому что в такой жизни нет никакой возможности для обычной духовной расслабленности и повседневных грехов, ну а без усердной молитвы так жить попросту невозможно.
Апостол Павел не позволял себе жить по собственной воле. Он, находясь в теле, был полностью подчинён Христу, а потому ему было легко расстаться с телом, ведь оно не имело греховных привязанностей, тогда как общение с близкими ему по духу людьми не могло ограничиться лишь рамками земной жизни, ведь у Бога нет мёртвых, следовательно, духовное общение не имеет телесного ограничения и продолжается в вечности.
Впрочем, апостолу было открыто Богом, что его час ещё не настал, что ему необходимо ещё потрудиться над делом евангельской проповеди, и апостол с подлинным смирением принял такую волю Божию о себе самом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю мужу, что необходимо срочно доделать ремонт до рождения нашего малыша. Он попросил успокоиться и забыть о ремонте. Я еще раз спрашиваю про некупленные шторы, но Илья только улыбается в ответ. Все будет хорошо.
Ночью мне на самом деле стало не до ремонта. Меня на восьмом месяце беременности забрала скорая помощь в роддом. Я смутно помню, что было дальше. Помню долгую дорогу и тусклый свет в карете скорой. Все время в дороге я молилась Богородице, чтобы у меня родился здоровый малыш. Молилась, потому что вероятность родить здорового ребенка на таком сроке невелика.
На следующий день, в 14:40 на свет появился мой недоношенный богатырь. Да, именно так назвали реаниматологи нашего Луку, ведь родился он весом 3 кг, а это для восьмимесячного малыша — чудо. Только я, вытирая слезы на усталом лице, знала, что материнская молитва может и не такое! Тем не менее нас положили в отделение патологии для новорожденных. Формально ребенок считался недоношенным.
Вечером я стояла в больничном коридоре патологии в очереди за порцией рыбного супа. И мой взгляд случайно скользнул в палату с множеством кувезов, разной медицинской аппаратуры трубок, проводов и маленьких иконок. Я шагнула в эту комнату и оцепенела. В кувезах лежали новорожденные недоношенные дети, точнее, что-то очень похожее на детей. Ведь вес тех деток — от 300 грамм до 1 кг.
Дети не плакали, лишь изредка раздавался звук сирены, если у кого-то из малышей заканчивался кислород. Тогда медсестры быстро бежали налаживать процесс подачи воздуха.
Мой случай для мам, которые находились в этой патологии, был мечтой. Ведь я лежала рядом со своим здоровым малышом, а их детки не могли не дышать, не согреваться без помощи аппаратуры.
Тем не менее в этой палате для недоношенных малышей было спокойно и благодатно. Там было много икон и какого-то тепла. Тогда мне казалось, что деток греют не аппараты, а маленькие затертые иконки, висевшие над кувезами. Позже я познакомилась с заведующей отделением. Она оказалась верующим человеком. «Конечно, молюсь за этих крошек — рассказала она — Бог милостив!»
Те пару недель, проведенные в детской патологии, мне многое показали: например, как сильна материнская молитва. Не преувеличу, если скажу, что нашего Луку Бог спас по Своей Милости, по моим молитвами и заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы вымолили его той ночью.
Это чудо — держать на руках недоношенного, но здорового ребенка.
Я больше не ропщу, когда что-то не ладится, не расстраиваюсь, когда не получаю просимого. Когда кажется, что в моей жизни все совсем плохо, я вспоминаю ту комнату, в которой дети не плачут и тихо шепчу Богу: «Слава Тебе, Господи, за все!».
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.