
Апостол Павел. Мозаика
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Успения Божией Матери. В отношении Пресвятой Девы Церковь не использует слово «смерть», и определяет окончание Ее земного пути иным термином — термином «Успение». Эта лингвистическая особенность сама по себе заставляет нас задуматься о том, чем физическая кончина Божией Матери отличалась от кончины абсолютного большинства людей, задуматься и о том, почему Ее отшествие из мира с церковной точки зрения — радость, а не раздирающая душу трагедия. В качестве основы для наших размышлений Церковь предлагает взять некоторые отрывки из Священного Писания Нового Завета, один из таких отрывков — фрагмент 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам, он звучит сегодня в храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Если мы взглянем на церковный календарь, то увидим в нем странную, по меркам светского общества, закономерность: Церковь игнорирует дни рождения святых, но торжествует в дни их кончины. Дни памяти святых — это всегда не дни их появления на свет, а дни их физической смерти. Конечно, есть исключения, но этих исключений ничтожно мало, их, если не считать Рождества Воплощённого Бога Господа Иисуса Христа, всего два — Рождество Божией Матери и Предтечи Христова Иоанна. Впрочем, существуют локальные церковные традиции празднования дней рождения и некоторых иных святых, но в целом Церковь относится к таким традициям очень настороженно и не спешит делать их всеобщим правилом. Из этого факта можно сделать вывод о том, что с точки зрения вечности окончание земного бытия представляет значительно более важное событие, чем приход человека в мир. Об этом в свойственной ему печальной манере писал ещё древний мудрец Экклезиаст: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения» (Еккл. 7:1). Экклезиаст вкладывал в эти слова мысль о том, что смерть — это окончание всех тревог, волнений, болезней, горестей и ощущения тщетности земного бытия, которое рано или поздно заканчивается оставлением всего и всех, то есть, по сути дела, глобальной необратимой потерей.
Церковь согласна с конечным выводом Экклезиаста, но не согласна с сутью его слов. С христианской точки зрения физическая кончина — это не потеря, это, напротив, приобретение, но приобретение не в материальном смысле, а в духовном, это приобретение невыразимой человеческим языком радости прямого и непосредственного общения с Богом, общения, которое не омрачено тяжестью и дебелостью плоти. Но для того, чтобы кончина привела именно к этому, необходимо в рамках земной жизни выполнить некоторые условия. Божия Матерь их выполнила, и потому для Неё переход в вечность стал именно переходом, мягким, плавным, безболезненным — Успением, а не трагической потерей немногочисленных и временных радостей земного бытия. О необходимых условиях такого перехода написал филиппийским христианам святой апостол Павел.
Так какие же это условия? Апостол сумел выразить их одной довольно простой фразой, которую легко запомнить: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Конечно, ни апостол Павел, и никто другой не могли и не могут знать всей полноты чувств Воплощённого Бога, но это не помешало апостолу указать на основу Христова служения — на Его всецелое послушание воле Бога-Отца: «Он... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Смирение и связанное с ним послушание Богу — вот те два чувства, которые необходимо воспитать в себе для того, чтобы уподобиться и Христу, и Его Пречистой Матери. Если удастся это сделать, то переход в вечность не станет трагедией, а для подтверждения правоты слов апостола Павла Церковь предлагает нам молитвенно всмотреться в образ Божией Матери, Она в полной мере уподобилась смирением и послушанием Своему Сыну, свидетельство же тому — Ее Успение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема