
Апостол Павел. Мозаика
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Успения Божией Матери. В отношении Пресвятой Девы Церковь не использует слово «смерть», и определяет окончание Ее земного пути иным термином — термином «Успение». Эта лингвистическая особенность сама по себе заставляет нас задуматься о том, чем физическая кончина Божией Матери отличалась от кончины абсолютного большинства людей, задуматься и о том, почему Ее отшествие из мира с церковной точки зрения — радость, а не раздирающая душу трагедия. В качестве основы для наших размышлений Церковь предлагает взять некоторые отрывки из Священного Писания Нового Завета, один из таких отрывков — фрагмент 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам, он звучит сегодня в храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Если мы взглянем на церковный календарь, то увидим в нем странную, по меркам светского общества, закономерность: Церковь игнорирует дни рождения святых, но торжествует в дни их кончины. Дни памяти святых — это всегда не дни их появления на свет, а дни их физической смерти. Конечно, есть исключения, но этих исключений ничтожно мало, их, если не считать Рождества Воплощённого Бога Господа Иисуса Христа, всего два — Рождество Божией Матери и Предтечи Христова Иоанна. Впрочем, существуют локальные церковные традиции празднования дней рождения и некоторых иных святых, но в целом Церковь относится к таким традициям очень настороженно и не спешит делать их всеобщим правилом. Из этого факта можно сделать вывод о том, что с точки зрения вечности окончание земного бытия представляет значительно более важное событие, чем приход человека в мир. Об этом в свойственной ему печальной манере писал ещё древний мудрец Экклезиаст: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения» (Еккл. 7:1). Экклезиаст вкладывал в эти слова мысль о том, что смерть — это окончание всех тревог, волнений, болезней, горестей и ощущения тщетности земного бытия, которое рано или поздно заканчивается оставлением всего и всех, то есть, по сути дела, глобальной необратимой потерей.
Церковь согласна с конечным выводом Экклезиаста, но не согласна с сутью его слов. С христианской точки зрения физическая кончина — это не потеря, это, напротив, приобретение, но приобретение не в материальном смысле, а в духовном, это приобретение невыразимой человеческим языком радости прямого и непосредственного общения с Богом, общения, которое не омрачено тяжестью и дебелостью плоти. Но для того, чтобы кончина привела именно к этому, необходимо в рамках земной жизни выполнить некоторые условия. Божия Матерь их выполнила, и потому для Неё переход в вечность стал именно переходом, мягким, плавным, безболезненным — Успением, а не трагической потерей немногочисленных и временных радостей земного бытия. О необходимых условиях такого перехода написал филиппийским христианам святой апостол Павел.
Так какие же это условия? Апостол сумел выразить их одной довольно простой фразой, которую легко запомнить: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Конечно, ни апостол Павел, и никто другой не могли и не могут знать всей полноты чувств Воплощённого Бога, но это не помешало апостолу указать на основу Христова служения — на Его всецелое послушание воле Бога-Отца: «Он... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Смирение и связанное с ним послушание Богу — вот те два чувства, которые необходимо воспитать в себе для того, чтобы уподобиться и Христу, и Его Пречистой Матери. Если удастся это сделать, то переход в вечность не станет трагедией, а для подтверждения правоты слов апостола Павла Церковь предлагает нам молитвенно всмотреться в образ Божией Матери, Она в полной мере уподобилась смирением и послушанием Своему Сыну, свидетельство же тому — Ее Успение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема