Флп., 238 зач., I, 20-27.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Послание к христианам города Филиппы Павел писал в заточении. Он находился под стражей в Риме в ожидании суда. Апостол ясно осознавал, что он либо останется в живых, либо умрёт. Из только что прозвучавшего отрывка мы видим, что он принимает любое развитие событий. «Жизнь для меня — Христос», — говорит апостол Павел. И это были не пустые слова. Ведь с проповедью Евангелия была связана не только его внешняя деятельность, но и само существование. Он жил только для этого. Можно сказать, что Павел каждое мгновение находился в присутствии Спасителя. В какой бы ситуации он не оказывался, с кем бы не встречался, он всегда думал о том, как бы использовать эту возможность для христианского благовестия. Вся его жизнь была служением. Самоотверженным, бескорыстным служением до самозабвения. Господь был вдохновителем, движущей силой и целью всего того, что апостол чувствовал, думал, о чём он говорил и что делал. Быть со Христом было его единственным желанием и наградой. Вероятно, это можно сравнить с состоянием сильной влюблённости, когда человек не видит и не желает ничего в жизни, кроме как объекта своего обожания. Отличие лишь в том, что влюблённых влечёт друг ко другу сила эмоций, а Павла влекла к Богу сила божественной благодати, которая лишена всякой чувственности и которая действует на человека намного сильнее и глубже. Если бы Христос исчез из жизни Павла, то у него больше ничего не осталось бы. Господь был центром и смыслом жизни апостола, и сам Павел ощущал себя частью Христа.
Порой мы спрашиваем друг друга и самого себя: счастлив ли я? Трудность ответа на этот вопрос нередко коренится в том, что понятие «счастья» мы путаем с понятием «удовольствие». Нередко в нашем представлении счастье — это нескончаемый праздник, фейерверк эмоций. И, конечно же, эмоций положительных. Нет удовольствия от эмоций — нет счастья. Однако само слово «счастье» подсказывает нам, что это далеко не так. Счастлив тот, кто является частью чего-то целого, чего-то более значительного, чем он сам. Счастье открывается человеку через причастность. Так, например, человек, который причастен к какому-то проекту, с головой вовлечён в него, полностью посвящает ему всю свою жизнь, является счастливым человеком. Хотя при этом он может испытывать разного рода трудности и дискомфорт. И чем значительней проект, чем он фундаментальней с точки зрения вечности, тем глубже счастье.
Жизнь апостола Павла, да и жития многих других христианских святых говорят о том, что это были поистине счастливые люди. Несмотря на то, что всю свою жизнь они проводили в лишениях и тяжёлых трудах, несмотря на то что нередко сознательно лишали себя разного рода удовольствий, они ощущали себя частью вечного и непреходящего Божественного замысла. И это ощущение отнимало у них не только страх перед страданиями, но даже страх перед смертью. Всё это плоды подлинной христианской жизни, которые можем приобрести и мы. Приобрести в той мере, в которой мы готовы посвятить себя служению Евангелию Христову и тем, кто нас окружает.
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







