Флп., 236 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;
9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,
10 чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
11 исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, начинается со слов апостола Павла о любви Христовой. В отличие от других чувств, которые мы также называем именем «любовь», любовь Христова имеет ряд важных признаков. Некоторые из них и перечисляет сегодня апостол, обращаясь к филлипийцам.
Главное, что мы узнаём, что речь идёт не о сентиментальных настроениях и не о страстном влечении подобно тому, которое бывает между мужчиной и женщиной. Любовь Христова — это скорее благодатное состояние мирного сердца, которое отражается на всех сферах человеческой жизни.
В первую очередь она влияет на наш ум и способность познавать окружающий мир. Подлинная любовь позволяет нам всё больше и больше узнавать не только о нём, но и о людях, с которыми нас сводит жизнь. Видеть те их особенности, которые закрыты от равнодушного, безучастного взгляда. Кроме того, благодаря именно этой любви мы больше узнаём о Боге и о Его отношениях с нами. Если мы возрастаем в этой любви, то начинаем лучше различать добро и зло, правду и ложь.
Помимо этого, подобная любовь дарит нам верные чувства. Мы приобретаем новые эмоциональные реакции на происходящее вокруг. Обретаем чуткость к людям и на интуитивном уровне избегаем ситуаций, которые могли бы их задеть или ранить. Но самое главное, мы оказываемся более чуткими к воле Бога.
Благодаря тому, что любовь Христова обновляет наш ум и наши чувства, наша душа становится, как говорит апостол, чистой и непреткновенной. Греческое слово, которое на русский язык переведено как «чистый», происходит от слов «солнечный свет» и «судить». То есть, тот, кто содержит в себе Христову любовь, становится чистым до такой степени, что может выдержать суд, то есть испытание солнечным светом. В его характере, движениях души, настроениях нет никакой примеси зла. Они так прозрачны, словно незамутнённое стекло, которое беспрепятственно пропускает через себя солнце.
Но это ещё не всё. Второе слово, «непреткновенный», также интересно. Оно означает, что благодаря тому, что любовь Христова преображает наш ум и наши чувства, христианин никогда не станет камнем преткновения для другого человека. То есть своей праведностью и святостью он никогда не оттолкнёт от себя окружающих. Напротив, подлинная святость привлекает других людей. Она мягкая до такой степени, что всем, кто её встречает, с ней максимально уютно и комфортно.
Вот какую любовь проповедует христианство. Христова любовь — это не эмоция, направленная на другого человека. Это благодатное состояние сердца, которое благотворно отражается на нашем уме и наших чувствах. Преображает их настолько, что мы и знаем, и чувствуем тех, кто вокруг нас намного тоньше и глубже. Эта любовь очищает нашу душу, словно делает её прозрачной, источающей невидимый свет. И всякий, кто встречает подобного человека на своём пути, ощущает ту мягкую теплоту, какая может исходить лишь от самого близкого и родного человека.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.